Инклюзивное образование: организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

«Включающее образование- это шаг на пути достижения конечной цели- создание включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в неё свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности ведется активная борьба».  Питер Миллер, профессор Манчестерского университета

 

 

Инклюзивное(включающее,вовлекающее,заключающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитуемых и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное образование направлено на развитие у всех детей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное образование -это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую образовательную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками -это обучение и воспитание разных детей в одной группе, а не в специально-приспособленной.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2.Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4.Все люди нуждаются друг в друге.

5.Подлинное образование может осуществляться только в контакте реальных взаимоотношений.

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзия и интеграция -это не слова-синонимы. Инклюзия- это социокультурная технология, а интеграция -это общеобразовательная технология. Инклюзия охватывает работу со всеми детьми. Тогда как в интеграции( восстановлении) преимущество получают только особые дети.

Включение- это не интеграция:

1.Включение- это больше, чем интеграция.

2.Дети посещают обычную школу, обычный детский сад.

3.Специалисты приходят помогать детям.

4.Обычные школы и детские сады изменяются.

5.Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.

6.Дети воспринимают человеческие различия как обычные.

7.Дети получают возможность жить вместе с родителями, а не в специализированных домах-интернатах.

8.Дети получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

9.Взгляды и мнения детей становятся важными для окружающих.

Включение -это:

НЕТ специализированным классам и группам в обычной школе или детском саду.

НЕТ обучению и воспитанию ребенка без необходимой поддержки.

НЕТ присутствию детей по 1-2 часа в день.

НЕТ закрытым учреждениям интернатного типа.

Таким образом, инклюзивное образование- это  обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных (коррекционных) образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях   конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

К примеру, в СССР, когда проходили Олимпийские игры, участниками были только здоровые спортсмены. Прошло 34 года и произошли кардинальные изменения, наши параолимпийцы заняли первое место, доказав тем самым обществу, что они также могут добиваться высоких вершин, независимо от их физических или каких-либо других недостатков. Поэтому инклюзивное образование -это включающее образование, которое дает возможность всем детям и взрослым жить и развиваться на равных условиях. Если наши дети с самого раннего детства будут знать, что это такие же члены общества, у них такие же права, то, соответственно, и отношение к людям с ОВЗ и инвалидам будет соответствующим.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование- процесс развития общего образования, которое подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике.

На сегодняшний день инклюзивное образование в России регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В ст.24 Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Актуальность введения инклюзивного образования обусловлена профессиональными потребностями педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. На сегодняшний день наблюдается увеличение количества таких детей.

Цель- создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей с ОВЗ, для социально-психологической реабилитации и интеграции.

Задачи:

-разработка нормативно-правовой, программно-методической базы организации инклюзивного образования;

-совершенствование профессиональной компетентности педагогов-участников инклюзивного образования;

-совершенствование нормативно-правовой базы по реализации коррекционно-развивающего образования;

-определение оптимальных психолого-педагогических условий, создаваемых в общеобразовательном учреждении для развития каждого ребенка;

-внедрение в образовательную практику технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся;

-формирование системы мониторинга учебных достижений и личностного роста детей с особыми образовательными потребностями;

-создание на основе модели инклюзивного образования образцов педагогической практики, которые могут быть применены в других общеобразовательных учреждениях.

Инклюзия -это соединение индивидуализации и социализации, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способности к учению.

Инклюзивное образование базируется на 3-х китах:

-признание ценности каждого ребенка;

-возможность адаптации образовательной программы;

-готовность педагога принимать и вступать в программу инклюзивного образования.

Проблема в том, что многие педагоги не могут преодолеть чувство страха перед неизвестным (личностные страхи), страха собственной не совершенности, ответственности, страх перед тем, что будет нарушен процесс обучения и воспитания.

Другой проблемой внедрения инклюзивного образования служат:

-малое освещение проблем инклюзивного образования;

-дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми;

-не включенность в жизнь образовательной организации родителей.

Поэтому психологическая готовность педагога — это уровень знаний педагогического подхода к инклюзивному образованию.

Структура психологической готовности:

-Эмоциональное принятие. Умение сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место этого ребенка, т.е. проявлять эмпатию(сопереживание), которую дети очень хорошо чувствуют.

-Мотивация. Без неё невозможна ни одна деятельность, т.к. нет побудителя, мотива.

-Стрессоустойчивость и толерантность. Необходимо принимать детей с ОВЗ так же, как и любых других детей, вовлекать их во все процессы, игры.

Для успешной реализации программ, направленных на обучение и тренировки прежде всего необходима система методической и психологической поддержки,совместного анализа профессионального опыта и отрабатывания негативных эмоций.

Модель организации инклюзивного образования в детском саду.

Цель: адаптация дошкольного образования к возможностям дошкольника.

Приоритеты:

-социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

-непрерывность инклюзивного процесса на всех возрастных ступенях;

-развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

-профилактика и преодоление индивидуализации и искусственной изоляции самого особого ребенка.

Условия реализации модели:

-психолого-педагогическая готовность администрации и педкадров к осуществлению инклюзивного образовательного процесса;

-доступная развивающая предметно-пространственная среда;

-социальное партнерство взаимодействие различных уровней.

Задачи:

-обеспечить психолого- педагогическую готовность;

-создать доступную среду;

-организовать психологическое сопровождение всех участников.

Принципы:

обязательное развитие инклюзивной практики;

-доступность дошкольного образования для всех;

-ценность каждого ребенка;

-оптимизация системы.

Технологии:

—моделирование командного взаимодействия специалистов в инклюзивном пространстве детского сада;

-совместная деятельность всех участников образовательных отношений;

-психолого-педагогическое сопровождение семьи особого ребенка в ДОО;

-организация развития предметно-пространственной среды;

-адаптационное содержание образовательных областей.

Содержание:

Адаптация образовательной программы.

Ресурсы:

нормативно-правовой;

-научно-методический( программы, технологии);

-кадровый;

-материально-технический (пандус);

-мотивационный;

-информационный.

 

Детский сад для всех под девизом: « ВСЕ включены!»

 

Рассказ про маленького мальчика-инвалида. Это перевод стихотворения зарубежного автора. По памяти…

Маленький мальчик-инвалид пошел в школу. Все для него было новым, не знакомым. Он долго не мог сориетироваться, чтобы найти свой класс. И никто не хотел помочь ему. Наконец он нашел свой класс. Первым уроком у него была изобразительная деятельность. Он приготовился и стал внимательно слушать учительницу. Учительница сказала,что сегодня они будут рисовать цветок. Мальчик, не задумываясь, принялся за дело. У него получались цветы один красивее другого. Но учительница сказала: « Подожди, еще не время. Я покажу, какой цветок нужно рисовать». Мальчик отложил кисточку и стал ждать. Учительница нарисовала обычный красный цветок на зеленом стебле. Мальчик посмотрел на ее цветок, затем на свои. Свои цветы ему понравились больше, но он сделал так, как сказала учительница. Прошло время, он уже без труда находил свой класс. На уроке лепки учительница сказала, что сегодня они будут лепить посуду. Мальчик с удовольствием принялся за дело.  Он вылепил много разной красивой посуды, но учительница сказала: «Подожди, еще не время. Я покажу, что надо лепить.» И она слепила огромную обыкновенную миску. Мальчик посмотрел на свою посуду, затем на миску учительницы. Своя посуда  ему понравилась больше. Но он собрал всю свою посуду в один комок и слепил миску, как у учительницы.

Прошло время, мальчик с семьей переехали в другой город. Там он тоже пошел в обычную школу и довольно быстро там адаптировался. На уроке рисования учительница предложила детям нарисовать кому что нравится. Мальчик сидел и ждал. «Что же ты не рисуешь?»- спросила учительница.-«А разве Вы не покажете, что нужно рисовать?»- спросил мальчик. — « Как же тогда я узнаю, что это именно твоя работа?»- ответила учительница. Мальчик посидел, подумал и нарисовал обычный красный цветок на зеленом стебле.

Стихотворение, посвященное детям- инвалидам и их матерям.

Ангелы земли.

Кто такие дети-инвалиды?

Дети-инвалиды, Ангелы земли.

Сколько не заслуженной обиды

На себе они перенесли.

Сколько раз они, лицом в подушку,

Чтоб не плакать на глазах у всех.

Говорили ночи, как подружке:

«Разве то, что есть мы -это грех?»

Сколько раз их матери украдкой

Увозили в сторону детей,

Чтоб не слышать шёпот этот гадкий

Злых, не добрых, немощных людей.

Немощны они не телом бренным…

Немощны душой своей холодной.

Не помочь пытались детям бедным,

Прочь всегда их гнали взглядом злобным.

Не грустите, матери, не надо.

Ваши дети — Ангелы, не зло.

Богом нам они даны в награду,

Чтобы в мир нести любовь, добро.

Ну а тех, кто нас не понимает,

Пусть Господь простит за волю их,

Пусть они услышат, как рыдают

Мамы у кроваток чад больных.

Но не все на свете равнодушны.

Больше тех, кто хочет нам помочь.

Открывая душу нам радушно

Горе помогают превозмочь.