Кадровое обеспечение

 Общая характеристика и основные проблемы кадровой ситуации в системе образования Тоцкого района

Одной из важнейших задач  модернизации системы образования  и условием  для обеспечения качества образовательных услуг является  формирование высококвалифицированного педагогического корпуса.

Количественная и качественная характеристика педагогогических работников общеобразовательных организаций          

Показатели 2019-2020 уч.год 2018-2019 уч. год 2017-2018 уч. год
Всего
354 353 355
Руководящие работники 28 26 26
Педагогические работники 326 327 329
Учителя 285 296 297
Учителя до 30 лет 82 87 87
Количество пенсионеров 74 59 57

В дошкольных образовательных организациях работают 102 педагогических работника. Из них, имеют высшее образование – 54% воспитателей;10% педагогов обучаются заочно в вузах, уровень педагогов с высшей категорию составил до 20% (2018г – 17, 3%), с  первой категорией – 63% (2018 г. – 60%).

48 педагогов района приняли участи в муниципальном этапе олимпиадного тестирования по теме «Лучший знаток дошкольного детства», 6 педагогов, набравших наибольшее число баллов,  участвовали в региональном этапе тестирования с решением педагогических ситуаций. Лучшим педагогом в решении педагогических ситуаций признана была воспитатель МБДОУ детский сад «Звездочка» Астапенко Ю.В.

В рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель Оренбуржья» проводился конкурсный отбор педагогов  ДОУ в номинации «Воспитатель года». В финале конкурса приняли участие 5 педагогов, победитель конкурса –воспитатель МБДОУ детский сад –ясли Фоминова Т.А. принимает участие в конкурсном отборе педагогов области, принимающих передовые образовательные технологии.

 Статистические данные по кадрам общеобразовательных организаций.

В общеобразовательных организациях района в 2018-2019уч.г. работали 327 педагогических работника (2016-2017 уч.г.-372, 2017-2018 уч.г.-364), из них: 293 учителя, 14 руководителей. В школах района работает 249 педагогов с высшим образованием, что составляет 76,1%, (2016-2017 уч.г.- 74,8%, 2017-2018 уч.году-75,7 %).  Среди педагогов 78,8% учителей имеют высшее образование (областной показатель – 85,7%), это меньше чем в прошлом учебном году на 4,2%. (2016-2017 уч.г.- 81,3%, 2017-2018 уч.году-83%).   Во всех школах работают руководители образо­вательных организаций с высшим образованием.

В 2018-2019 учебном году на работу в школы района прибыли 11 молодых учителей, из  нихсо средним специальным — 8 чел. (73%) и 3 чел.    —  с высшим  (27%), (2016-2017 году — 7 молодых педагогов, 2017-2018 году — 4 молодых педагога). Молодые специалисты пополнили педагогические коллективы: МБОУ Зареченская классическая гимназия – 2 педагога,  2 педагога –МАОУ Зареченская СОШ №2, 1- МАОУ Тоцкая СОШ, МАОУ Кирсановская СОШ – 2 педагога,МБОУ Верхне-Бузулукская ООШ им. И.К. Медведева – 1 МАОУ Суворовская СОШ – 1 педагог, Техникумовская ООШ филиал МАОУ Тоцкая СОШ им. А.К. Стерелюхина – 1 и  один педагог в ДДТ.

 Квалификация учителей школ Тоцкого района

 

Категория 2016-2017 уч.год 2017-2018 уч.год 2018 — 2019 уч.год
Количество % Количество % Количество %
Высшая категория  69  16 % 60 20% 54 18%
Первая категория 192 59,62  % 206 58% 157 53,6
Всего аттестовано 261 75,62 % 279 72% 211 79%

Всего аттестовано  211  учителей, что составляет 72 %, что значительно ниже областного уровня. 100 % учителей  имеют квалификационную категорию в  Правдинской ООШ. Более 80% аттестованных учителей ра­ботают в Зареченской классической гимназии, Суворовской СОШ  Кирсановской СОШ, Павло-Антоновской ООШ, Медведской ООШ, Пристанционной ООШ.

Наибольшее количество  педагогов, аттестованных на высшую категорию, в  Зареченской классической гимназии 16 человек (35,5%), Зареченской СОШ № 2 — 14 чел. (31%), Погроминской СОШ  4 чел.- (26%),  Суворовская СОШ  — 4 человека ( 27%),Тоцкой СОШ — 11 человек (19%).

Понизили свой категорийный уровень Тоцкая СОШ(с 80% до 74 %), Зареченская №2 (с 72 до 60%), самый низкий уровень аттестованных учителей в Ковыляевской ООШ – 28,6%. Ниже регионального показателя  квалификационный уровень педагогов – В-Бузулукской школы (50%), Приютинской ООШ ( 50%), Ковыляевской ООШ (28,6%.);

Наибольшее число аттестованных педагогов среди учителей на­чальных классов, русского языка, математики, физики, истории; наимень­шее число – информатики, химии, иностранного языка, биологии, музыки.

За 2018-2019 уч. год прошли аттестацию 71 педагогический работник: 25 учителей получили высшую категорию и 45 педагогов первую. Наибольшее количество педагогических работников аттестовано в МАОУ Тоцкая СОШ – 25 ч.(37)%, МБОУ Зареченская классическая гимназия – 20 ч.(38%), МАОУ Богдановская СОШ – 6 ч., (42%). Самое активное участие в аттестации приняли учителя начальных классов (20 человек) и математики (12ч.),

Первоочередной задачей на следующий учебный год является   активизация работы с педагогами по повышению квалификационного уровня.

 Создание условий для повышения педагогического мастерства педагогов и руководящих кадров, методическая работа с педагогическими и руководящими кадрами.

Методическое сопровождение развития системы образования района осуществляется через организацию работы 10 районных методических объединений

В рамках профессионального развития педагогических работников были проведены семинары-практикумы для учителей математики, русского языка по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, работа методических объединений для учителей предметников по результативности подготовки учителей к введению ФГОС ООО.

Освоению педагогами новых технологий, приобретению профессиональных компетенций и применению их в практической деятельности способствовали курсы, реализованные как на базе областных организаций системы образования (ГБУ «РЦРО», ИНО ОГПУ, ОГУ, ГБОУ СПО «Педагогический колледж» г.Оренбурга и г. Бузулука), так и иных регионов России (ЧАО Казанский инновационный университет и др.).

Так, за 2018-2019  учебный год повысили свою квалификацию (в различных формах) 234 педагога ( подготовка к сочинению по литературе – 2, подготовка к ОГЭ  по математике -2, подготовка к ОГЭ по физике -1, подготовка к ГИА по химии — 1, географии – 2ч., по биологии -1ч., подготовка школьников к ЕГЭ по обществознанию – 3ч., курсы учителей по литературе – 5ч., учителей начальных классов – 10 ч., подготовка школьников к ЕГЭ преподавателями ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова: математика -14ч., русский язык – 12ч., физика -14 ч., биология – 14ч.),  курсы по ОВЗ – 31ч. (25ч.-Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»,8ч. – ГБПОУ» Оренбургский педагогический колледж им. Н.К.Калугина»), курсы по актуальным проблемам преподавания в условиях внедрения ФГОС СОО- 39 учителей (12 ч.- ИНО ОГПУ , 27ч. — Частное образовательное учреждение высшего образования «Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)»). В текущем учебном году было уделено подготовке педагогов-психологов  (обучено – 3 ч.), учителей ОКРСЭ (10ч.). В 2016-2017  уч.г. – 183 педагог, 2017-2018  уч. г.- 197 педагога.

Особое внимание уделялось профессиональной переподготовке руководителей и педагогических работников.  По направлению «Менеджмент в образовательной организации» проучено  11 заместителей директоров ОО. Формированию компетентности педагогов в области преподаваемого предмета или выполнение обязанностей по должности, не соответствующего полученному диплому, способствовала профессиональная переподготовка учителей   ОО района по профилям: технология-1.

Большое внимание методической службой района уделялось индивидуальной работе с педагогами, оказание адресной методической помощи на основе выявленных профессиональных затруднений, консультирование по актуальным проблемам образования (ФГОС, ОГЭ, ЕГЭ, ИКТ и т.д.).

На основе анализа результатов итоговой аттестации  2018 года обучающихся, согласно программе подготовки к итоговой аттестации в течение 2018-2019уч.г. шла целенаправленная работа по повышению компетенций учителей в области преподаваемого предмета. Проучена группа учителей-предметников (61): экспертов по проверке экзаменационных  работ обучающихся 9-х классов по литературе (4), истории (4), обществознанию (7), русскому языку (16), биологии (5), физике (4), математике (7), иностранному языку (3), географии (5), химии (3).

На заседаниях  районных методических  объединений учителей — предметников рассмотрены вопросы эффективной подготовки к экзаменам с целью повышения качества образования выпускников,  использования  открытого банка заданий, трудных вопросов программ, ИКТ на уроках, организации системного повторения пройденного материала. В связи с изменениями в экзаменационных материалах по русскому языку в форме ЕГЭ все учителя русского языка средних школ, работающие в 11 классах, приняли участие в районом семинаре по отработке внесенных изменений в КИМы.