Взносы на капитальный ремонт

Управляющие организации и ТСЖ как владельцы специальных счетов по формированию фондов капитального ремонта домов не всегда знают, обязательно ли выставлять отдельный платёжный документ по этому виду услуг или взносы можно включить в единый счёт за ЖКУ. Отвечаем на этот вопрос в сегодняшней статье.

Платёжный документ выставляется регоператором или владельцем спецсчёта

Фонд капитального ремонта общего имущества МКД может формироваться на счетах регионального оператора или на спецсчёте отдельного дома, если такое решение будет принято собственниками помещений на общем собрании (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ). Владельцем специального счёта может быть региональный оператор по капремонту, УО или ТСЖ, жилищный кооператив (ч. ч. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ).

Оплата взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД вносится собственниками на основании платёжных документов.

Они должны выставляться не позднее первого дня месяца, который следует за расчётным периодом (п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ).

Иные сроки выставления счёта на оплату могут быть прописаны в договоре управления, установлены решением общего собрания собственников или общим собранием членов ТСЖ/ЖК.

В случае, когда фонд капремонта формируется на счёте регионального оператора, ответственным за выставление платёжных документов и сбор взносов в жителей многоквартирного дома является именно регоператор (ч. 1 ст. 171 ЖК РФ). Оплатить такие счета собственники помещений в МКД обязаны в сроки, установленные для внесения платы за ЖКУ согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ.

Если на ОСС собственники решили, что средства на капремонт их многоквартирного дома будут аккумулироваться на специальном счёте, то участники общего собрания должны выбрать также банк, где будет открыт счёт, и владельца соответствующего счёта (ч. 31 ст. 175 ЖК РФ).

Владелец спецсчёта уполномочен на совершение операций с накопленными деньгами и отвечает за сбор взносов на капремонт общего имущества дома. Соответственно, владелец специального счёта выставляет платёжные документы в адрес жителей МКД для оплаты взносов согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ.

Взносы на капитальный ремонтФонд капитального ремонта и способы его формирования

Формировать и доставлять квитанции могут расчётные центры  

В зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта платёжные документы выставляет либо региональный оператор, либо владелец спецсчёта. Но при этом указанные лица или организации имеют право возложить обязанность по выставлению счетов на оплату взносов на капремонт на иных лиц.

Например, на расчётные центры, которые по агентскому договору формируют и направляют жителям многоквартирных домов единые платёжные квитанции за все или определённый перечень жилищно-коммунальных услуг. Подобная обязанность может быть возложена на РЦ и законом, принятым на уровне субъекта РФ, в отношении жителей многоквартирных домов, формирующих фонд на счетах регоператора.

Об этом говорится в письме Минстроя РФ от 07.07.2014 № 12315-АЧ/04.

Однако ведомство отмечает, что даже в случае, если счета на оплату взносов на капитальный ремонт печатает и отправляет собственникам помещений в МКД расчётный центр или иная уполномоченная организация, ответственным за неисполнение обязанности по направлению платёжных документов, всё равно является региональный оператор или владелец спецсчёта.

Взносы на капитальный ремонтКак оформить кредит на капитальный ремонт в доме со спецсчётом

Платёж может быть включён в единый документ или в отдельную квитанцию

В письме № 12315-АЧ/04 Минстрой РФ чётко указал, что счёт на оплату взносов на капремонт общего имущества собственников в доме может выставляться ответственными за это лицом/организацией двумя способами: в едином платёжном документе или в отдельной квитанции только по этому виду услуг.

Если управляющая организация или ТСЖ являются владельцами спецсчёта, то они при выставлении платёжных документов на оплату взносов должны ориентироваться на решение собственников, принятое на общем собрании.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ, при выборе специального счёта для фонда капремонта собственники на ОСС должны в том числе определить порядок выставления платёжных документов и размер расходов, связанных с этим.

То есть именно собственники решают, будет ли платёж за капремонт включён в единую квитанцию за все услуги управляющей организации, ТСЖ или жилищного кооператива, или же владелец спецсчёта должен выставлять отдельные платёжные документы.

В последнем случае расходы за формирование и печать счетов лягут на плечи собственников. Они должны будут определить источник финансирования этих работ и сумму. Поэтому чаще всего жители дома голосуют за включение дополнительной строки в уже существующие квитанции за жилищно-коммунальные услуги.

Взносы на капитальный ремонтМожно ли размещать деньги на капремонт на счёте УО, ТСЖ

Примерная форма платёжного документа за капремонт приведена в № 43/пр

Форма платёжного документа за жилищно-коммунальные услуги приведена в приказе Минстроя РФ от 26.01.2018 № 43/пр. В разделе 3 приложения к приказу № 43/пр указан примерный формат, в котором должна выставляться к оплате сумма взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.

В квитанцию включаются следующие сведения:

  • единица измерения – квадратные метры площади в собственности;
  • установленный размер ежемесячного взноса на капремонт на 1 кв.м.;
  • сумма взноса за расчётный период;
  • данные о перерасчётах и льготах;
  • данные о пени и задолженности на дату формирования квитанции;
  • итоговая сумма к оплате с учётом всех данных.

Также в платёжном документе должны быть указаны данные о банковском счёте и получателе платежей.

На заметку

  • Жилищный кодекс РФ не устанавливает, что для сбора взносов на капитальный ремонт региональный оператор или владелец спецсчёта обязаны выставлять отдельную квитанцию.
  • Эту ситуацию разъясняет Минстрой РФ, предлагая собственникам и ответственным за сбор взносов лицам выбрать: включить дополнительную строку в уже существующий единый платёжный документ или же предусмотреть отдельный счёт за капремонт.
  • При этом собственники, приняв на ОСС решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счёте, должны обязательно определить порядок выставления платёжных документов и порядок финансирования работ по формированию и доставке квитанций.
  • Для включения строки по начислениям взносов на капремонт в единый платёжный документ, который формирует расчётный центр, владелец спецсчёта должен заключить с РЦ соответствующее агентское соглашение.

Фонд капитального ремонта многоквартирных домов

Взносы на капитальный ремонт Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года

Ввиду плохого состояния жилфонда в РФ, в 2014 году был введен в действие принципиально новый механизм капитального ремонта многоквартирных зданий. В рамках модернизации сферы ЖКХ обязанность по оплате работ была возложена на собственников квартир, с частичным софинансированием за счет властей федерального и регионального уровня.

Что такое фонд капитального ремонта многоквартирных домов и какие варианты расходования средств возможны по закону, расскажем далее.

Большую часть жилищного фонда страны составляют многоквартирные здания, возведенные еще при существовании СССР. По объективным причинам их состояние в лучшем случае оценивается как удовлетворительное, а многие строения признаны аварийными.

Поскольку бюджет любого уровня не в состоянии обеспечить расходы на проведение капитального ремонта, с 2014 года в ЖК РФ внесены следующие поправки:

  1. Содержать общее имущество многоквартирных зданий обязаны собственники жилых и нежилых помещений — граждане, юридические лица, органы местного самоуправления.

  2. Введен новый ежемесячный платеж, за счет которого собираются средства для будущего капремонта МКД. Его обязан платить каждый владелец объекта недвижимости, а льготы предоставлены только ограниченным категориям граждан.Тариф утверждается региональными властями или собранием собственников дома.

  3. Очередность и порядок выполнения строительных работ по капитальному ремонту устанавливают региональные законы. Органы власти субъекта РФ формируют план по каждому дому. Сведения о фонде капитального ремонта города являются общедоступными и размещаются на официальных сайтах региональных и муниципальных властей.

  4. Для сбора и управления денежными средствами, уплаченными собственниками, создаются фонды капитального ремонта.

Собственники жилых помещений могут повлиять не только на утвержденные сроки ремонта, но и на перечень работ.

Распространено заблуждение, что перечислять ежемесячные платежи не обязательно, особенно для граждан, проживающих в старых домах. Освобождение от уплаты взносов на капремонт закон предоставляет только ограниченным категориям граждан, а образовавшаяся задолженность будет взыскана региональным оператором.

В каждом субъекте РФ формируется региональный фонд капитального ремонта, за счет которого оплачиваются строительные работы. Он может быть открыт на счете в банковском учреждении (по решению собственников жилья) или регионального оператора (если этот вопрос остался не рассмотренным).

Предполагается, что жильцы сами заинтересованы в выборе способа формирования фонда капремонта.

Собственники жилья могут ввести повышенный размер ежемесячного платежа, чтобы расширить перечень строительных работ и ускорить их выполнение.

Однако процедура оформления документов для открытия спецсчета является достаточно сложной и запутанной, поэтому наиболее распространенным вариантом остаются счета региональных операторов.

Выделим следующие преимущества сбора средств через специальный счет, открытый собственниками:

  • закон определяет минимальный размер взносов в фонд капитального ремонта домов, а при открытии спецсчета граждане могут существенно увеличить сумму платежей и провести дополнительные виды работ;
  • жильцы могут досрочно собрать сумму, необходимую для проведения работ, — в этом случае можно нанять подрядчика до наступления срока, указанного в плане;
  • собственники дома самостоятельно контролируют правильность расходования денежных средств и могут направлять их на дополнительные цели, указанные в законе.

Нужно учитывать, что при формировании специального счета собственники жилья обязаны самостоятельно контролировать своевременность и правильность перечисления взносов. На момент выбора подрядчика вся задолженность по взносам на капремонт должна быть погашена, либо собственники должны найти иные источники пополнения счета.

Читайте также:  Оформление земли, выделенной в 1990-х годах под посадку картофеля

Пополнение спецсчета осуществляется из следующих источников:

  • ежемесячные платежи владельцев помещений в фонд капитального ремонта МКД (если квартиры или нежилые помещения не приватизированы и находятся в муниципальной собственности, взносы за них будут уплачиваться из местного бюджета);
  • дополнительные разовые или регулярные взносы, утвержденные общим собранием МКД для выполнения конкретных видов работ.

Также сюда входят субсидии из бюджетов различных уровней, средства банковских кредитов и доходы, полученные от инвестирования средств со спецсчета. Деньги из банков привлекают, если для проведения капремонта недостаточно денежных средств, полученных от жильцов или госорганов. В этом случае общее собрание может принять решение о получении кредита.

Обратите внимание!

Не допускается расходование средств со спецсчета на цели, не связанные с проведением ремонтных работ. О выявленных нарушениях банк должен уведомить регионального оператора.

Региональные программы капитального ремонта

Взносы на капитальный ремонт

Чтобы упорядочить процедуру сбора платежей и проведения капремонта в многоквартирных зданиях, в регионах проводят специальные программы. Они утверждаются нормативным актом субъекта РФ и включают в себя:

  • перечень всех многоквартирных зданий, расположенных на территории региона,за исключением домов, признанных аварийными или подлежащими сносу, а также ряда иных категорий недвижимости;
  • перечень услуг и работ;
  • плановые периоды и очередность проведения ремонта в зданиях с учетом их нормативного и фактического износа;
  • информационное обеспечение фонда содействия капитального ремонта многоквартирных домов;
  • иные сведения, включаемые по решению исполнительного органа субъекта РФ.

Обратите внимание!

Указанные программы могут отличаться на территории различных субъектов — размером минимального взноса, нормативной очередностью, перечнем работ и услуг и т.д.

Различия в программах связаны с объективными климатическими условиями, в которых приходится содержать и ремонтировать жилищный фонд, экономическими процессами в регионах, уровнем обеспеченности бюджета и т.д.

Для граждан практическое значение имеют два ключевых показателя — размер ежемесячного платежа и срок проведения капремонта в многоквартирном доме. Эта информация является публичной и общедоступной, все решения исполнительных органов власти и регионального оператора должны быть размещены в интернете на официальных ресурсах.

На федеральном и региональном уровне действуют сайты фонда капитального ремонта, которые предоставляют исчерпывающую информацию по любым вопросам в указанной сфере.

Для каждого дома рассчитывается срок работ на основании технической документации и актов обследования жилфонда.

Одновременно на региональном уровне решаются следующие вопросы:

  • устанавливается размер взносов на очередной год (их размер не может меняться в течение года);
  • создается региональный оператор, которому передается имущество для ведения уставной деятельности, а также утверждается порядок работы этого органа;
  • регламентируется порядок мониторинга за техническим состоянием многоквартирных зданий на территории субъекта РФ.

После этого формируется перечень условий и требований, при соблюдении которых государство будет предоставлять меры поддержки для проведения капремонта. Затем утверждается порядок перевода средств из фонда капитального ремонта на специальный счет, открытый собственниками дома.

Обратите внимание!

Каждая региональная программа должна определять перечень работ и услуг, которые будут доступны при наступлении плановой очередности.

Законом определен список обязательных видов строительных работ, которые будут проводиться даже при уплате минимального ежемесячного взноса:

  • монтаж, установка и ремонт инженерно-технических коммуникаций (системы водоснабжения и водоотведения, электро-, газо- и теплоснабжения);
  • ремонт кровли и подвальных помещений;
  • фасадные работы;
  • ремонт фундамента и его отдельных элементов;
  • работы на лифтовом оборудовании дома (при его наличии в здании).

На уровне субъекта РФ могут предусматриваться и дополнительные виды работ. Например, к их числу закон относит установку приборов учета коммунальных услуг, утепление фасадных элементов, замену или установку системы вентиляции и т.д.

Одним из способов накопления взносов, поступающих от граждан, является формирование регионального фонда капремонта. Контроль за пополнением и целевым расходованием средств в этом случае осуществляют исполнительные органы власти, а текущее управление входит в компетенцию регионального оператора.

Порядок управления и расходования средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов города предусматривает некоторые особенности.

Денежные взносы, поступившие от граждан, направляются на ремонт домов согласно плану очередности.

Для проведения капремонта назначается открытый конкурс, по итогам которого выбирается подрядчик. Для выполнения работ подрядчику переводится 30% от стоимости сметы, остаток выплачивается после фактического завершения работ. Если принимается решение об открытии специального счета, региональный оператор переводит деньги на него по заявлению собственников.

Обратите внимание!

Комплект документов, который необходим для выполнения работ по капитальному ремонту МКД или открытия специального счета, можно найти на официальном сайте регионального оператора.

Если вы хотите перевести деньги за ремонт дома на отдельный счет, но не знаете, как это сделать, вы можете задать все вопросы нашему квалифицированному юристу. Консультации доступны в режиме онлайн. Для этого оставьте заявку на нашем сайте через специальную форму или позвоните по указанным телефонам.

Взносы на капитальный ремонт Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Блог

Взносы на капитальный ремонт Источник фото: https://www.pexels.com/

Механизм выставления платежных документов на капитальный ремонт  зависит от выбранного способа накопления средств: на спецсчете — по решению общего собрания собственников;  на счете регионального оператора фонда капитального ремонта — по умолчанию.

Если деньги идут в региональный фонд капремонта или региональный оператор является владельцем специального счета для дома, он самостоятельно (за свой счет) должен заниматься  выставлением квитанций и проводить начисление платежей.

При этом не редко возникают ситуации, когда Фонд капитального ремонта в целях экономии средств пытается переложить эту обязанность  на управляющую организацию /ТСЖ.

Насколько это законно,  и как быть в такой ситуации попробуем разобраться в данной статье.

Часть 1 ст.169 ЖК РФ  обязывает собственников помещений МКД уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления.

Одной из функций регионального оператора в соответствии ч. 1 ст.

180 ЖК РФ является функция по аккумулированию взносов па капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете (счетах) регионального оператора. Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.

Постановлением от 12 апреля 2016 года № 10-П Конституционный Суд РФ в связи с запросами депутатов Государственной Думы РФ дал оценку конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации. Все оспариваемые нормы были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Как следует из положений ч. 1 ст.

 171 ЖК РФ, в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники жилых помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, закон возлагает на регионального оператора обязанность выставлять платежные документы не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.

Иной порядок может быть установлен региональным законом. Минстрой России  в письме 12315-АЧ/04 от 07.07.

2014  указал следующее: Собственники помещений в МКД уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации обязанность по выставлению платежных документов на оплату взноса на капитальный ремонт может быть возложена на иных лиц (например, РКЦ).

В случае передачи региональным оператором функции по печати и доставке платежного документа для оплаты взноса на капитальный ремонт иным лицам ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение переданных функций сохраняется за региональным оператором. Так же Минстрой указал на два варианта выставления взносов на капитальный ремонт: в едином платежном документе и в отдельной квитанции.

Таким образом, никто не вправе обязать управляющую компанию/ТСЖ  бесплатно выставлять взносы на капитальный ремонт в пользу регионального оператора.

При этом взносы на капремонт могут быть включены в единый платежный документ, выставленный РКЦ  (что подтверждается судебной практикой).

Управляющая организация обратилась в Арбитражный суд Московской области   с требованиями к «МосОблЕИРЦ»  о взыскании убытков, причиненных ненадлежащим исполнением обязательств по договору (поскольку  ответчик самостоятельно, без указаний истца, включил в единый платежный документ отчисления в Фонд капитального ремонта.

Стороны согласовали форму Единого платежного документа, в котором отдельной строкой указывается к оплате такая услуга как «взнос на капремонт». Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Московской области от 01.07.

2013 № 66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области», региональный оператор вправе заключить с управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, иным специализированным потребительским кооперативом или иной организацией, осуществляющей начисление и сбор платы за жилое помещение и коммунальные услуги, договор о включении в платежный документ, на основании которого вносится плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги, сведений о размере взноса на капитальный ремонт с указанием наименования регионального оператора, номера его банковского счета и банковских реквизитов, его адреса (места нахождения). Между ООО «МосОблЕИРЦ» (агент) и Некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов» (принципал) был заключен Агентский договор на формирование начислений взносов на капитальный ремонт.

Читайте также:  Раздел наследства по суду

Суд указал, что включение в единый платежный документ об оплате коммунальных услуг платежа в фонд капитального ремонта не нарушает права истца на получение денежных средств от населения в счет оплаты за коммунальные услуги, оплачиваемых по такому единому документу. (Решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2016 г. по делу № А41-61181/2016).

Зачастую Региональный оператор фонда капитального ремонта заключает соглашение о расчетах/агентский договор  не с расчетным центром, а напрямую с управляющей организацией.

В этом случае  необходимо четко прописывать права и обязанности по договору, поскольку  не четко прописанные условия договора могут повлечь неблагоприятные последствия управляющей организации (как минимум — в виде потраченного времени на взыскание взносов на капитальный ремонт).

Арбитражный суд Кемеровской области Решением от 17 августа 2016 г.

по делу № А27-3745/2016 отказал управляющей организации  в удовлетворении требований  о взыскании  взносов на капитальный ремонт, указав следующее: между НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области» (принципал) и управляющей организацией (агент) заключен агентский договор, в соответствии с условиями которого принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства начислению и обработке взносов на капитальный ремонт; сбору взносов и процентов. Из условий агентского договора  не усматривается право управляющей организации на предъявление в судебном порядке требований о взыскании собранных ответчиком взносов в интересах НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Кемеровской области». При указанных обстоятельствах, иск удовлетворению не подлежит. 

Поскольку капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, наниматели муниципальных квартир взносы за капитальный ремонт не оплачивают (их должен оплачивать собственник помещения — муниципалитет).

В случае, если РКЦ  в едином платежном документе ошибочно выставил взносы на капитальный ремонт нанимателю — управляющая организация не несет за это  ответственности.

Наниматель муниципальной квартиры обратился в суд с иском к управляющей организации, где одним из требований указал: признание незаконным начисления платы за капитальный ремонт, перерасчете платы на сумму произведенных платежей за капитальный ремонт  и взыскании морального вреда.

Судом установлено, что получателем взносов на капитальный ремонт является региональный Оператор фонда капитального ремонта Нижегородской области.

Управляющая организация получателем данных платежей не является, соответственно отношения к выставлению нанимателям данного жилого помещения счетов на оплату платежей и взносов на капитальный ремонт не имеет, то есть является ненадлежащим ответчиком по данному требованию.(Решение Дзержинского городского суда от 7 июня 2017 по делу № 2-1457/2017, устоявшее в апелляции в Нижегородском областном суде).

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь

Когда начинать платить за капремонт в новостройке

Ура — вы только что переехали в квартиру в новостройке. Казалось бы: новый дом, современные входные группы, качественная отделка. Но вот наступает момент, когда и в новостройке начинают взимать деньги за капремонт: замену лифтов, ремонт крыши, фасада и фундамента, ремонт внутридомовых инженерных систем (электричество, водоотведение, отопление). При этом единых правил, в какой момент можно начинать сбор средств на капремонт, в России нет — это определяет региональное законодательство. Обычно краевые или областные власти обновляют программу, в которой перечисляют здания, нуждающиеся в ремонте, не реже раза в год.

Так как понять, когда сбор средств законный и логичный, а когда нет?

Если застройщик — надёжная организация, то новым строениям ещё долго не понадобятся ремонтные работы. Но это не значит, что платить взносы не придётся, пока дом не обветшает.

Статья 169 ЖК РФ обязывает собственников каждый месяц платить взносы вне зависимости от того, планируется ли ремонт в ближайшее время.

Эта практика позволяет накопить на счёте МКД (многоквартирного дома) достаточную сумму, чтобы отремонтировать его в тот момент, когда возникнет соответствующая потребность. 

Первый раз оплата за капремонт придёт не раньше чем через полтора года после сдачи дома. Сгачала здание впервые будет упомянуто в региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме или в её обновлении (статья 168 ЖК РФ). Как правило, это происходит через 1–5 лет после ввода в эксплуатацию. 

В статье 170 ЖК РФ, ч. 5.1 прописано, что срок между утверждением программы капитального ремонта и началом выплат регулируют региональные правовые акты. И он не должен превышать 5 лет. Чаще всего в областях этот интервал варьируется от 3 до 6 месяцев, но есть исключения. Ниже — несколько примеров:

Регион С какого момента после публикации начисляются взносы Официальный документ
Липецкая обл. 5 лет Закон Липецкой обл. от 8 октября 2013 года №211-ОЗ
Воронежская обл. 6 месяцев Ст. 2 Закона Воронежской обл. №44-ОЗ от 23.04.2018
Санкт-Петербург 8 месяцев Ч. 7 ст. 2 Закона Санкт-Петербурга №690-120
Ленинградская обл. 6 месяцев Закон ЛО от 16 мая 2018 года №41-оз
Ростовская обл. 1 год

Фонд капремонта дома: что лучше спецсчет или региональный оператор?

Общий счет (счет регоператора), безусловно, удобен для собственников домов, которым уже вскоре может потребоваться капитальный ремонт. Региональная программа капитального ремонта устанавливает очередность проведения капремонта во всех многоквартирных домах того или иного региона.

Таким образом, дом может быть отремонтирован еще до того, как его жильцы соберут нужную сумму. Программа формируется на основании предложений местных администраций и, конечно, состояния домов. Каждый житель региона может ознакомиться с ней на официальном сайте регионального оператора.

 

Средства, которые уплачивают собственники регоператору, идут исключительно на проведение капремонтов. Даже содержание регоператора осуществляется за счет средств бюджетов субъектов — ни одна копейка из платежей граждан не будет потрачена ни на что, кроме ремонта.

Что касается спецсчета, его главное преимущество — это возможность самостоятельно управлять содержанием своего дома. Собственники сами решают, как копить и тратить деньги какие работы производить и в какие сроки.

На специальном счете собираются средства собственников одного конкретного дома. Собственники самостоятельно распоряжаются этими средствами — они вправе принять решение о проведении ремонта в более ранние сроки, конечно, при условии, что средств на специальном счете достаточно для финансирования работ или выбраны другие способы финансирования. 

При рациональном подходе и ответственном отношении всех жильцов формирование фонда на специальных счетах дает заметный результат даже в течение небольшого срока. Есть примеры, когда жильцы менее чем за год собирают нужную сумму и проводят капремонт в своем доме. 

Например, собственники многоквартирного дома (79 квартир) в Чите капитальный ремонт в 2015 году проводили самостоятельно, открыв годом ранее спецсчет. «Как только вышел закон о капитальном ремонте, мы обратились к жильцам с предложением открыть спецсчет и копить на ремонт самостоятельно.

Поначалу люди платили мало. Обзванивала все квартиры, развешивала объявления в подъездах, проводила собрания. Накопили определенную сумму и решили закрыть самый проблемный вопрос — заменить гнилые трубы горячего водоснабжения в подвале.

Нашли компанию, которая все быстро сделала», — рассказала жительница дома.

«Теперь, — добавила она, — планируем заменить теплоузел, проект уже есть. Еще нам необходимо отремонтировать лифты — через два года они встанут. И в этой части нужна поддержка государства, ведь даже при стопроцентной собираемости копить на них придется десять лет». 

Даже если граждане занимаются формированием фонда самостоятельно, они всегда могут обратиться консультационной поддержкой к регоператору.

Так, в Астраханской области люди активно проводят капитальный ремонт за счет взносов собственников, аккумулирующихся на специальных счетах.

Граждане спрашивают у регоператора, как оформить документы, какие требования предъявлять подрядчикам, как правильно составить и оформить договоры с подрядными организациями.

Чаще всего на собранные деньги собственники меняют оконные блоки в подъездах, ремонтируют сами подъезды. 

Но есть случаи, когда собственники желают провести более масштабные работы — отремонтировать систему водоснабжения, электроснабжения, кровли, отмостки здания. При недостаточном объеме средств на специальных счетах, собственники принимают решение об утверждении иных источников финансирования: взносы в ТСЖ, в УК, собственные средства. 

Размер взноса на капремонт в Астраханской области составляет 4 рубля с 1 квадратного метра площади помещения.

Так, например, в многоквартирном доме из 99 квартир общей площадью 5345,7 квадратных метров был провел капитальный ремонт кровли, стоимость 450 тысяч рублей.

Собственники помещений этого дома накапливали денежные средства на своем специальном счете на ремонт кровли в течение года, с ноября 2014 года. 

Внесение платы за капремонт в новом доме — Юридическая консультация

В силу ч. 3 ст.

169 Жилищного кодекса РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта РФ, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ.

Читайте также:  Как рассчитать сумму налога с продажи квартиры

Для собственников помещений в домах, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, обязанность по уплате взносов возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта (ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ).

Часть 2.2 ст. 5 Закона Московской области от 01.07.2013 № 66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области» устанавливает такой срок равным шести месяцам для новых домов.

При этом в срок не позднее трех месяцев до наступления даты возникновения обязательства собственников такого дома оплачивать взносы ими должен быть принято и реализовано решение о выборе способа формирования фонда капремонта (на счете регионального оператора или на специальном счете).

Вместе с тем необходимо разграничивать пятилетний срок ответственности застройщика и обязанность по проведению капремонта. Эти два понятия не подменяют друг друга.

В течение пяти лет застройщик несет обязанность по исполнению гарантийных обязательств. Собственники при обнаружении недостатков вправе в претензионном, а потом и в судебном порядке обратиться к застройщику с требованием об их устранении.

Формирование же фонда капремонта и, соответственно, уплата взносов на капремонт являются гарантией исполнения обязательства собственников о проведении капремонта после истечения нормативных сроков эксплуатации объекта.

Отвечая на ваш вопрос о правомерности выставления взносов к оплате, можно сказать, что требование об оплате взносов может быть неправомерным только в том случае, если дом действительно не включен в программу капремонта. Но даже и в этом случае возможны исключения.

Обратите внимание, кем выставляются взносы. Если взносы начисляются и собираются организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, то, возможно, обязанность по уплате взносов определена решением общего собрания собственников и она не находится во взаимосвязи с региональной системой капремонта.

Рекомендуем обратиться к лицу, выставляющему платежные документы, с требованием о разъяснении и подтверждении оснований таких действий.

Кс рассмотрел вопрос о взносах на капремонт в доме из двух частей — новости право.ру

26 мая Конституционный суд в открытом заседании рассмотрел дело о порядке взносов на капитальный ремонт в случае, если дом с единым адресом был сдан не одномоментно. Проверить конституционность ст. 7.

1 закона Смоленской области «О регулировании отдельных вопросов в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Смоленской области» и Жилищного кодекса, которые определяют срок начала уплаты таких взносов, просил житель Смоленска Михаил Стрельцов.

История вопроса

Процесс КС рассмотрит вопрос о сроках взносов по капремонту

Стрельцов купил квартиру в многоквартирном доме, который состоит из двух частей. Их вводили в эксплуатацию в разное время: одну в 2011-м, а другую — в 2014 году. Квартира Стрельцова расположена в части, которую сдали позже.

При этом в региональную программу капремонта многоквартирных домов включили сразу весь объект с единым адресом, и исчисление трехлетнего срока, в течение которого жильцы новостройки освобождаются от взносов на капремонт согласно региональному закону, начали с даты сдачи первой части дома.

По мнению Стрельцова, такой порядок ставит его в неравное положение с жильцами части дома, которую достроили первой. Но суды его позицию не поддержали.

Стрельцов и его представители на заседание не пришли, но представили свою позицию в письменном виде. Председатель КС Валерий Зорькин отметил, что принцип состязательности тем самым соблюден, «но, к сожалению, в скорректированном виде».

Не те нормы и неоднозначная практика

Оспариваемая норма ЖК направлена на сохранение многоквартирного дома в интересах всех его жителей, отметила полпред Совета Федерации Ирина Рукавишникова. Тем самым она не противоречит конституционным ценностям, а защищает их. По смыслу это положение не связано с очередностью ввода дома в эксплуатацию.

К ситуации Стрельцова оспариваемая норма вообще не применима, указала Рукавишникова, так как ее ввели в 2015-м — после включения спорного дома в программу капремонта. В его случае действовала ч. 3 ст. 169 ЖК. Так как суды по иску Стрельцова, вплоть до Верховного, ссылались именно на ч. 5.1 ст.

170 ЖК, они явно неправильно применяли нормы материального права.

Полпред президента Александр Коновалов отметил, что КС уже не раз указывал, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. Такие требования властей, связанные с особыми характеристиками имущества, не противоречат Основному закону.

В то же время оспариваемые нормы не охватывают все возможные варианты строительства многоквартирных домов, добавил Коновалов. Закон разрешает поэтапно вводить объекты капитального строительства, но в оспариваемой норме такой порядок не отражен.

Однозначная судебная практика по вопросу о том, с какой даты отсчитывать период уплаты взносов на капремонт, также не сложилась.

В этом сюжете

Бремя содержания имущества по общему правилу было бы разумно увязать с моментом, с которого собственник может им пользоваться.

Но жилой дом — «это очень специфический объект», эксплуатация отдельных частей которого тесно связана с эксплуатацией всего объекта, указывает Коновалов.

В данном случае единство объекта, кстати, неочевидно, добавил он, так как из материалов дела следует, что у частей одного дома два разных кадастровых номера.

Представитель Смоленской облдумы адвокат Анна Маганкова отметила, что спорные региональные нормы также вступили в силу уже после сдачи спорного дома и его включения в программу капремонта.

Судья Сергей Казанцев поинтересовался, какой процент от общего количества жилых домов составляют дома, которые вводят в эксплуатацию поэтапно? Коновалов не смог назвать точные данные и предложил запросить их у регулятора. «Но полагаю, что немаленький», — добавил он.

Казанцев также спросил Маганкову, почему актуализацию региональной программы капремонта в отношении второй части спорного дома произвели только в 2018-м, хотя ее ввели в эксплуатацию в 2014-м, а ЖК предписывает актуализировать программу ежегодно.

Не должен ли в таком случае и срок внесения взносов на капремонт исчисляться с момента включения этой части дома в соответствующую программу? Адвокат отметила, что актуализация программы капремонта — прерогатива органов исполнительной власти, а не областной думы.

При этом, как она считает, обязанность по оплате взносов на капремонт у Стрельцова все-таки возникла в момент вступления в право собственности на квартиру.

Один объект или несколько?

Полпред генерального прокурора Вячеслав Росинский указал, что раз секции спорного дома расположены на разных земельных участках, имеют разные кадастровые номера и в одной из них люди могли проживать три года в процессе строительства другой, они явно представляют собой независимые объекты. Поэтому выводы судов нельзя признать исчерпывающими. Но сейчас в законодательстве и нет исчерпывающего и однозначного разъяснения понятию «многоквартирный дом». По результатам рассмотрения этой жалобы законодателя следовало бы обязать дать такое определение.

Кроме того, разделение срока внесения взносов на капремонт, как предлагает Стрельцов, привело бы к дискриминации жильцов первой секции.

Ведь суммы взноса на капремонт исчисляются на базе его общей площади, но они при таком порядке оплачивали бы эти взносы при незавершенности этого дома.

Покупатели квартир в секции, которую сдают позже, заведомо знают об этой особенности дома, полагает Росинский.

В этом сюжете

«Мы, пользуясь современными технологиями, объехали дом вокруг, посмотрели — действительно, единый дом», — рассказал советник министра юстиции Дмитрий Коротков. Поэтому обсуждать, что из-за разных дат ввода в эксплуатацию это разные объекты, кажется неуместным, потому что дом сейчас физически существует как целый объект.

«На самом деле у нас глобальная проблема: взносы на капитальный ремонт видятся как деньги, которые люди обязаны платить кому-то. А на самом деле жильцы просто, извините за выражение, скидываются на ремонт своего общего жилья», — полагает директор правового департамента Минстроя Олег Сперанский.

Государство берет этот процесс под контроль только потому, что несвоевременный ремонт может поставить под угрозу не только жизни жильцов дома, но и благополучие окружающих.

К тому же общее имущество, на ремонт которого собирают средства, это не только стены возведенной позднее секции, но и коммуникации, которые работают с момента запуска первой очереди.

При этом сроки проведения капитального ремонта определяются региональными программами в зависимости от особенностей местности, состояния каждого здания и подобного. Чрезмерно регулировать это на федеральном уровне было бы неправильно, полагает Сперанский.

КС пока не определил дату провозглашения решения по этому делу.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *