Порой, осуществляя свою деятельность юридические лица, хотят они того или нет, попадают в сферу, регулируемую Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КРФоАП). Деятельность юридических лиц может быть проверена несметным количеством контролирующих организаций. Это и органы внутренних дел, и налоговые органы, федеральная инспекция труда и Роспотребнадзор, пожнадзор и многие-многие другие (далее также административные органы).
- Не буду оспаривать важность существования таких органов, по крайней мере большинства из них, однако, иногда проверки носят предвзятый характер, а назначенное наказание ни коим образом нельзя назвать соизмеримым с совершенным правонарушением.
- Несмотря на то, что совершившие административные правонарушения лица, в соответствии с КРФоАП, равны перед законом, по логике законодателя юридические лица, по сравнению с должностными лицами, к которым в части назначения наказания приравнены индивидуальные предприниматели, а также по сравнению с физическими лицами, за одно и тоже административное правонарушение несут в разы большую ответственность.
- Равенство, видимо, заключается в том, что административной ответственности юридические лица подлежат независимо от каких либо обстоятельств – подчиненности, организационно-правовых форм, места нахождения.
Административная ответственность юридических лиц
В целом, административная ответственность юридических лиц – это один из видов юридической ответственности, который заключается в применении административного наказания к юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, уполномоченным органом или должностным лицом.
Соответственно административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.
Причем, для юридических лиц КРФоАПом не установлены формы вины.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КРФоАПом или законами Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В большинстве случаев в качестве наказания юридическим лицам назначается административный штраф.
При этом административные штрафы для юридических лиц могут устанавливаться до одного миллиона рублей, а за нарушение антимонопольных правил, при осуществлении торговой деятельности, а также за нарушение требований к условиям заключения договора поставки продовольственных товаров при осуществлении торговой деятельности, вовсе до пяти миллионов рублей. Как видно суммы не маленькие, а для некоторых просто неподъемные.
Производство по делам об административных правонарушениях
Для человека, впервые столкнувшимся с КРФоАП, разобраться что там в нем и к чему написано, очень трудно. По моему мнению, КРФоАП написан очень криво, его, как и Налоговый кодекс Российской Федерации, видимо, надо читать справа налево и сзади наперед.
- Соответственно и сам административный процесс, процесс производства по делам об административных правонарушениях, недостаточно четко регламентирован.
- Как говорится «суха теория, мой друг, а древо жизни вечно зеленеет».
- Если некоторые контролирующие органы достойно справляются со своей функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях, то часть сотрудников некоторых административных органов вообще не имеет никакого представления об административном процессе.
- Так вот, безграмотность сотрудников контролирующих органов, нередко бывает причиной того, что административные правонарушения юридических лиц остаются безнаказанными (естественно не без помощи квалифицированных юристов).
- Кроме того, относясь поверхностно к своим обязанностям, сотрудники некоторых контролирующих органов забывают про такие задачи административного производства как всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела и разрешение его в соответствии с законом.
- В результате, выносятся незаконные постановления о привлечении к административной ответственности.
Теперь, собственно, к вопросу об обжаловании постановлений по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 КРФоАП постановление об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с АПК РФ такая жалоба называется заявлением об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
Следует помнить, что заявление об оспаривании решения административного органа может быть подано в течение десяти суток со дня получения копии постановления. Конечно, данный срок может быть восстановлен, но только если суд сочтет уважительными причины пропуска срока.
Арбитражное процессуальное законодательство, на которое ссылается в ч. 3 т. 30.1 КРФоАП – это Глава 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Поскольку нельзя объять необъятное, для начала остановимся на втором параграфе 25 главы АПК, регулирующем рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Выбор сделан на обжаловании решений административных органов, поскольку именно административными органами, в отличии от судов, принимается подавляющее большинство незаконных постановлений.
Дела об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в 25 главе АПК РФ и КРФоАП (ст. 207 АПК РФ).
- Для того, чтобы возбудить дело об оспаривании решения административного органа юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности в связи с осуществлением экономической деятельности, в том числе предпринимательской, должно подать в арбитражный суд заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.
- Заявление об оспаривании решения административного органа подается в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица, либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.
- Требования к заявлению об оспаривании решения административного органа следующие:
– оно подается в письменной форме, подписывается заявителем или его представителем. Также как и исковое заявление может быть подано в арбитражный суд посредством заполнения формы, размещенной на сайте соответствующего арбитражного суда в интернете.
- – в заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
- – в заявлении должны быть указаны наименование заявителя, его место нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;
- – в заявлении должен быть указан перечень прилагаемых документов;
- – в заявлении должны быть указаны наименование и место нахождения административного органа, принявшего оспариваемое решение; название, номер, дата принятия оспариваемого решения и иные сведения о нем; права и законные интересы заявителя, которые нарушены, по мнению заявителя, оспариваемым решением, а также требования заявителя и основания, по которым он оспаривает решение административного органа.
- К заявлению должен быть приложен текст оспариваемого решения – по факту копия постановления о привлечении к административной ответственности.
Заявление об оспаривании решения административного органа должно быть направлено в соответствующий административный орган самим заявителем. Уведомление о вручении копии заявления или квитанция, подтверждающая направление копии заявления административному органу, также прилагается к заявлению, подаваемому в арбитражный суд.
- Что касается требований, подлежащих указанию в заявлении, то такие требования, как правило, указываются в самом конце, так сказать, в просительной части, и заключаются в просьбе признать оспариваемое решение незаконным и отменить оспариваемое решение полностью или в части, либо об изменении решения.
- Обратите внимание, госпошлину при обжаловании решения административного органа о привлечении к административной ответственности оплачивать не надо.
- Относительно оснований для отмены постановления о привлечении к административной ответственности, то это темя для отдельной статьи, которую я, надеюсь, в ближайшее время напишу.
Арбитражный суд должен рассмотреть заявление об оспаривании решения административного органа в двухмесячный срок со дня поступления заявления. При этом арбитражный суд не связан доводами заявления об оспаривании, и проверяет правильность принятого постановления в полном объеме.
Рассмотрев заявление об оспаривании решения административного органа, арбитражный суд должен принять решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части, либо об изменении решения, если установит, что решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий.
Если принятое арбитражным судом решение вас не устраивает вы также можете его обжаловать, правда не всегда. Об обжаловании таких решений арбитражного суда я также постараюсь рассказать в ближайшее время.
С наилучшими пожеланиями, Адвокат, к.ю.н. Мугин Александр С.
О порядке привлечения к административной ответственности
Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.
Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.
В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.
1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Статьей 24.
5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.
3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.
В соответствии сост. 28.
2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении
4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.
Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
- должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
- дата и место рассмотрения дела;
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
- обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
- статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
- мотивированное решение по делу;
- срок и порядок обжалования постановления.
В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).
5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.
25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.
В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.
Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.
Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.
ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области
За что суды штрафуют предпринимателей
Две трети административных дел, которые рассматривают российские суды, заканчиваются штрафами.
Сергей Антонов
переживает за бизнес
Профиль автора
Алексей Смагин
посчитал все штрафы
Большая часть наказанных — рядовые граждане. Юридические лица и индивидуальные предприниматели фигурируют примерно в 5% решений. Мы попросили в Судебном департаменте РФ доступ к федеральному хранилищу судебной статистики и выяснили, за что бизнесменов наказывают чаще всего и за какие нарушения присуждают самые высокие штрафы.
На словах чиновники признают, что предпринимателей много штрафуют. Например, в октябре 2016 года премьер Дмитрий Медведев заявил, что контрольно-надзорная сфера в России коррумпирована, и предложил снизить административную нагрузку на бизнес. В июне 2018 года с таким же призывом выступило Минэкономразвития. В июне 2019 года снизить избыточное давление на предпринимателей поручил президент.
В общественной организации «Опора России», которая объединяет малый и средний бизнес, заявили, что из-за нового КоАП могут разориться тысячи предпринимателей. После этого санкции по большинству таких экономических статей оставили на прежнем уровне.
Всего в 2019 году российские суды наказали почти 6 млн фигурантов административных дел. Подавляющее большинство, 4,4 млн, — обычные граждане, физлица.
1,2 млн — должностные лица, в том числе и руководители компаний. Кроме того, если в статье не указан отдельный штраф для ИП, то предпринимателя наказывают как должностное лицо.
На долю предприятий и организаций приходится 241 тысяча случаев, ИП — 43,5 тысячи.
Проверяющих и штрафующих ведомств много: налоговики, прокуратура, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и другие ведомства. Но у каждого органа своя статистика — почти всегда закрытая, когда дело касается штрафов. Штрафы юрлицам, отраженные в базе судебной статистики, — это неполная картина, но даже она показывает масштабы.
Как вести бизнес без штрафовЗарабатывать больше и не нарушать закон. Раз в месяц — в нашей рассылке для предпринимателей
Самое частое административное наказание для юридического лица — это штраф. Треть таких судебных дел появляется после проверок.
Самая распространенная статья — «Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор или муниципальный контроль».
Если проще, проверяющий выдает предписание устранить нарушение, а предприниматель ничего не исправляет. Каждый пятый штраф назначен именно по такому поводу. В среднем за такое нарушение наказывают на 25,8 тысячи рублей.
На втором месте по количеству штрафов — статья «Непредставление информации». В этом случае тоже, как правило, наказывают после проверок, когда выясняется, что бизнес не подал какие-то обязательные сведения в контролирующие ведомства. В 2019 году суды наложили 21,5 тысячи штрафов. Средний размер — 2,1 тысячи рублей.
Источник: федеральное хранилище судебной статистики
Источник: федеральное хранилище судебной статистики
Самые высокие штрафы суды назначают за нарушение таможенного законодательства. По статье «Несоблюдение таможенной процедуры» в 2019 году назначили всего 67 штрафов, из них 64 — юрлицам. Средняя сумма — 8,4 млн рублей.
Например, компания ввозит в Россию станки, якобы для собственных нужд. В этом случае сертифицировать оборудование в соответствии с техрегламентом Таможенного союза не нужно. Но, получив разрешение на ввоз, компания продает станки. Это нарушение таможенной процедуры. За такое могут оштрафовать на сумму до 300 тысяч рублей.
Другой пример. Фирма ввезла изделия промышленного назначения: трубы, кабели, электродвигатели. В грузовой таможенной декларации написали, что это оборудование для пищевой молочной промышленности. Ставка ввозной пошлины на такой товар — 0%. Однако при проверке выяснилось, что товары не являются производственной линией.
Это продукция общего назначения — ставки таможенных пошлин на нее составляют 5—7% от стоимости. По результатам проверки фирме начислят пошлину, НДС и административный штраф за недостоверное декларирование.
Суммы таких штрафов могут доходить до 10 млн рублей, если фирма продолжительное время занималась недостоверным декларированием.
На втором месте по величине назначенных штрафов — статья «Нарушение законодательства об экспортном контроле».
Если компанию заподозрили в незаконном ввозе или вывозе товаров, которые могут использоваться в военных целях, например чертежей армейской техники, штрафуют в размере стоимости груза. Средний размер штрафа по этой статье — 637 тысяч рублей.
Правда, в 2019 году суды рассмотрели всего 14 таких дел, шесть из них закончились предупреждением нарушителей. В остальных случаях штрафовали.
Источник: федеральное хранилище судебной статистики
Источник: федеральное хранилище судебной статистики
Всего в прошлом году суды наложили 44,3 млн административных штрафов, но взыскать удалось далеко не все. Из 82,3 млрд рублей штрафов в бюджет попало только 11,3 млрд. Это 13,7%.
Источник: открытые данные Федеральной службы судебных приставов
Источник: открытые данные Федеральной службы судебных приставов
Штрафы для юридического лица (ООО)
Как найти штрафы
Денежные взыскания юридическим лицам имеют право выставлять ГИБДД, налоговая служба, Росстат, Пенсионный фонд и Соцстрах. Чтобы узнать, есть ли штрафные санкции, какой штраф выписан и на какую сумму, можно пойти такими путями:
- Подождать доставки письма (такого рода письма всегда отправляются на юридический адрес ООО).
- Обратиться в органы лично.
- Воспользоваться личным кабинетом на сайте налоговой и проверить самостоятельно.
Есть целый ряд штрафов, которые пропустить нельзя, так как они являются прямым следствием проверки. Иными словами, все надзоры (ветеринарный, Россельхознадзор и т. д.) сначала приходят в ООО для проверки, а уже по её результатам выписывают взыскания.
Штрафы из налоговой чаще всего теряются, если они отправлены по почте. При этом сама налоговая не проверяет, дошли ли они, а автоматически отсчитывает шесть дней с момента отправки — именно за такой срок письмо должно дойти.
Избежать проблем можно очень просто — зарегистрировать личный кабинет на сайте налоговой: туда уведомления будут приходить без задержек.
Также налоговая может присылать штрафы и посредством программ с отчётностью — например, 1С, «Моё дело» или другие.
Различные фонды и Росстрах работают исключительно с бумажными письмами. Иными словами, все уведомления об админответственности и денежных взысканиях идут по почте на юридический адрес ООО. Сложность тут в том, что письма часто теряются, а значит, юрлицо может не знать о штрафе.
Важно: узнать о наличии штрафов необходимо, если впереди процесс получения лицензии, реорганизации или даже ликвидации ООО.
Все штрафы ГИБДД относительно ООО оговорены в ст. 2.6.1 Административного кодекса. Они выставляются тогда, когда у юридического лица есть автомобили.
По сути, нарушает правила дорожного движения водитель, а вот отвечать за это будет компания.
Исключение составляют случаи, когда юристам удаётся доказать в суде, что водитель на служебной машине ездил по личным делам — в таком случае штраф взыщут именно с него.
Можно ждать официальное письмо, но проще и значительно быстрее проверить наличие штрафа на сайте ГИБДД.
Правила взыскания штрафов с юрлица
Согласно законодательству, у юридического лица есть два месяца на оплату выставленного штрафа. Ответственность за своевременную оплату лежит на бухгалтерии, но руководство компании должно держать вопрос на контроле.
Если срок упущен, штраф вырастет вдвое, но не менее, чем до 1000 рублей. Суд может принять решение о взыскании денег непосредственно с расчётного счёта компании-нарушителя, также бывают варианты с конфискацией имущества за штрафные долги.
Если штраф не уплачен, то компания может получить и другие неприятности — к примеру, получение лицензии в таком случае невозможно, не выйдет продать компанию, реорганизовать бизнес, осуществить сделку.
Подытожим
Административная ответственность и штрафные санкции — способ призвать нарушителя к порядку.
Работать без штрафов можно и нужно, однако в случае, когда нарушения всё же нашлись, можно попробовать снизить сумму денежного взыскания — это работа для юриста.
Вряд ли найдётся компания, которая ни разу за время ведения хозяйственной деятельности не столкнулась со штрафными санкциями, но правильные выводы позволяют не допускать подобных ситуаций в дальнейшем.
Работодатель (организация или индивидуальный предприниматель), а также руководитель или другое ответственное лицо организации за нарушение трудового законодательства могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа.
Его размер зависит от вида нарушения. При повторных нарушениях должностное лицо организации может быть дисквалифицировано на определенный срок, а деятельность организации или индивидуального предпринимателя приостановлена (см. Правовое обоснование).
- Для возбуждения административного производства в связи с нарушением работодателем трудового законодательства необходимо обращаться в территориальный орган Роструда – государственную инспекцию труда.
- Индивидуальный предприниматель, руководитель или другое ответственное лицо организации могут быть привлечены к уголовной ответственности в виде штрафа, либо обязательных работ, либо исправительных работ, либо принудительных работ, либо лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за:
- — нарушение требований охраны труда,
— необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам (см. Правовое обоснование).
- Предварительное расследование по этим преступлениям производится Следственным комитетом РФ.
- Правовое обоснование
- Административная ответственность ‒ Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Статья 5.27. КоАП РФ
1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.
1 настоящего Кодекса, -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
- 2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
- 3. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), —
- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц ‒ от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
- 4. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
- 6. Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, —
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно частям 5, 7 статьи 5.27. КоАП РФ повторное совершение вышеназванных (ч. 3, ч. 4, ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ) правонарушений увеличивает ответственность за их совершение.
Статья 5.27.1. КоАП РФ
- 1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, —
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
- 2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, —
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
- 3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- 4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, —
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ‒ от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц ‒ от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 5 статьи 5.27.1. КоАП РФ повторное совершение вышеназванных правонарушений увеличивает ответственность за их совершение.
Статья 5.28. КоАП РФ устанавливает ответственность за уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения.
Статья 5.29. КоАП РФ устанавливает ответственность за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения.
Статья 5.30. КоАП РФ устанавливает ответственность за необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения.
Статья 5.31. КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
Статья 5.32. КоАП РФ устанавливает ответственность за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах.
Статья 5.33. КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение соглашения.
Статья 5.34. КоАП РФ устанавливает ответственность за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки.
- Уголовная ответственность ‒ Уголовный кодекс (УК РФ)
- Статья 143 УК РФ
- 1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —
- наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
- 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, —
- наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- 3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
- наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Статья 145 УК РФ
- Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам —
- наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.