Главная / ОСАГО /
[desc][/desc]
Допускаются ли исправления в Европейском протоколе?
Практически все страховые кампании выдают памятку по заполнению Европротокола. В ней написано, что исправления, перечёркивания и помарки делать нельзя. В случае ошибки нужно заполнить новый бланк.
В случае обнаружения ошибок и исправлений в документе в страховке будет отказано, так как данные неверны. Однако грамматические ошибки не дают права страховой кампании отказывать в выплате средств.
В случае отказа в выплате кампания предоставляет письменный документ со всеми причинами отклонения Европротокола.
Это интересно: Европротокол при ДТП 2019 — излагаем суть
Ошибки в европротоколе
Если виновник ДТП отказывается предоставить вам документы после заполнения протокола для того, чтобы вы проверили достоверность данных, то откажитесь от Европротокола, и вызывайте сотрудников ГИБДД, скорее всего вас пытаются обмануть.
Не поддавайтесь на уговоры, что все будет нормально и ни чего он не соврал, вызывайте инспекторов и все, ведь есть вероятность, что у него и документов нет.
Обязательно фиксируйте факт ДТП на видеокамеру встроенную в телефон, снимайте как можно больше элементов, снимайте автомобили так, что было видно регистрационные знаки и можно было определить их местоположение на дороге.
Так же запечатлейте в кадр все, что относится в ДТП, осколки, тормозные пути. Если были очевидцы, то запишите их данные, конечно с предварительного согласия.
Кто осуществляет выплаты
Выплаты в страховых случаях часто осуществляются страховой организацией виновника ДТП.
Получить же денежные средства от собственной страховой компании удастся в следующих ситуациях:
- если в аварии есть только два участника;
- отсутствуют пострадавшие;
- точно выявлен виновник ДТП.
Обратите внимание! В иных случаях выплата осуществляется той страховой организацией, которая застраховала виновника.
Ошибка в европротоколе при дтп: как исправить?
Важно
Кроме того, желательно, чтобы он указал следующие сведения.
- Дата и обстоятельства происшествия.
- Информация об автомобилях, участвовавших в аварии.
- Данные участников происшествия, включая номера водительских удостоверений.
При возможности расписка должна быть заверена двумя свидетелями. В документе непременно стоит указать их данные, а также контактные координаты. Показания свидетелей пригодятся, если потерпевший захочет оспорить расписку в судебном порядке.
Неблагоприятный исход Итак, если водитель-виновник решил обойтись без вызова полиции и не стал требовать у пострадавшего расписку, он может оказаться в трудном положении. Оценивать последствия такого выбора лучше всего на конкретном примере. Пример В результате аварии были повреждены бампер, фара и крыло.
Потерпевший получил максимально возможную выплату по «Европротоколу».
Причины отказа в выплате по европротоколу
Многие автовладельцы при предъявлении бланка протокола сталкиваются с нежеланием страховой конторы выплачивать положенную компенсацию, покрывающую нанесенный ущерб. Можно сказать, что уполномоченные лица в целом весьма придирчиво относятся к проверке, как оформления бумаги, так и прочих нюансов дела.
Если зафиксирован отказ в выплате по европротоколу, следует выяснить причину подобных действий.
Неверно заполненное извещение
Некоторые страховые конторы отказывают в выплате страховки даже при наличии, казалось бы, незначительных неточностей – отсутствии запятых, орфографических ошибок, перечеркиваниях и прочих помарках. Вдобавок важно иметь в наличии копию протокола с отлично отпечатавшимися на таковой чернилами, поскольку в случае трудностей при чтении документа, выплата также может быть задержана страховой фирмой.
Невыполнение обязательств лицом, виновным в аварии
Нередко основанием для отказа в выплате, по мнению сотрудников страховой фирмы, может выступить так называемое уклонение виновного в аварии лица от выполнения собственных обязательств. В этом случае, подразумевается отсутствие своевременного извещения страховой конторы о случившемся ДТП, а также не пройденный автомобилем технический осмотр.
Дополнительно придирчивые сотрудники страховой компании могут пояснить отказ тем, что отсутствует какой-либо документ или сумма ущерба превышает допустимый предел. Так, максимальный лимит компенсации при предъявлении европротокола составляет 50000 рублей.
Это интересно: Какие дополнительные услуги есть в ОСАГО?
Ошибка в европротоколе при дтп: как исправить?
Внимание
Оформление европротокола ДТП. Допущены неточности при оформлении: сокращение имени и отчества, не заполнен номер свидетельства о регистрации ТС, нет записи о признании виновником своей вины.Инспекторы ГИБДД вызывались на место ДТП и можно (в принципе) считать их свидетелями, подтверждающими мою невиновность в ДТП. Виновник ДТП встречу для дооформления документа игнорирует..
Каковы могут быть мои действия? Спасибо.
Сергей Санкт Петербург и Ленинградская область Административное право Добрый день, не вижу проблем, если на место ДТП вызывались сотрудники ГИБДД, берите документы, подтверждающие факт аварии, в том числе подтверждающие, кто является виновником аварии (протоколы, схемы, постановление) и обращайтесь в свою страховую компанию с заявлением о выплате.
Когда европротокол составлять нежелательно
В следующих случаях не рекомендуется оформлять европротокол:
- если водитель другого автомобиля проявляет агрессию;
- если есть подозрения, что виновник аварии пребывает в алкогольном опьянении;
- если другой участник аварии не желает подписывать европротокол;
- если у сторон ДТП есть разногласия, касающиеся списка и описания полученных транспортными средствами повреждений;
- если в аварии участвовало больше двух машин;
- если ущерб нанесен иному имуществу кроме двух пострадавших транспортных средств. Например, пострадала остановка, светофор, дорожные ограждения и т. д.;
- если водитель считает, что ущерб, нанесенный автомобилю, превысит пятьдесят тысяч рублей и «перешагнет» лимит выплат по европротоколу;
- если нанесен вред здоровью водителей машин, пассажиров или пешеходов;
- если у одной из сторон аварии отсутствует действующий полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, или срок его действия закончился, либо существуют подозрения, что полис поддельный;
- даже если у виновника присутствует настоящий полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, он обязан быть составлен на имя виновного в аварии лица, или оно должно быть вписано в документ. Если такое требование не выполнено, то оформлять европротокол не следует.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Заключение
В наше время машина есть практически у каждого, потому от попадания в ДТП никто не застрахован. Именно поэтому важно знать, что делать, если в Европротоколе произошла ошибка. Юридическая грамотность – лучший союзник в борьбе за свои права, в том числе и за право получения страховки.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию:
+7 (499) 653-52-46 Москва
Исправления в европротоколе: чем это чревато
Европротокол содержит две части – лицевую и изнаночную. На лицевой стороне должны быть вписаны паспортные данные собственников авто, а также сведения о ТС (номер, марка, модель, VIN и т.д). На обратной стороне отображаются обстоятельства ДТП, и зарисовывается схема.
Сейчас практически все страховые компании при покупке полиса выдают инструкцию по заполнению европротокола. В памятке указывается, что исправления, помарки и перечеркивания делать нельзя.
Чем это грозит? К примеру, если на лицевой части автовладелец указал неверный номерной знак ТС, в этом случае исправления в европротоколе приведут к отказу в выплате, так как данные неверные.
Из-за стрессовой ситуации водитель может быть не сосредоточен и допустить ошибки, такое бывает. Исправить европротокол можно. Если ошибка обнаружена в течение 5 дней с момента аварии, нужно связаться со вторым участником ДТП и заполнить чистый бланк извещения повторно.
Бывают случаи, когда виновник не желает переписывать европротокол и не идет на контакт, а страховая признала этот заполненный бланк недействительным.
В такой ситуации у вас есть два варианта выхода из ситуации:
- Если срок подачи документов в страховую еще не истек, можно обратиться в ГИБДД и оформить справку о ДТП. Для этого понадобится предъявить фото и видео с места событий, желательно, чтобы на снимке был четко виден номер виновного в аварии. С имеющейся справкой можно подавать заявления в страховую компанию для выплаты возмещения по ОСАГО.
- Когда этот срок уже истек, можно подать в суд на виновника ДТП с требованием выплатить возмещение. Для суда также потребуется испорченный бланк, а также фото и видео с места ДТП, возможно, еще нужно будет привлечь свидетелей.
Путешествуя по России на своем авто, при аварии можно составить европротокол и предъявить документы в ближайший офис своей страховой компании. Регион пребывания не имеет значения.
При путешествиях на арендованной машине дела обстоят хуже. Действовать по своему усмотрению не рекомендуется. При ДТП нужно связаться с компанией, предоставившей вам авто в аренду, и соблюдать строго все предписания арендодателя. Если последний разрешил оформить европротокол, ущерб будет покрывать либо страховая, либо сам виновник ДТП (каждый случай индивидуален).
В чем опасность европротокола для виновника дтп?
Оба участника ДТП должны быть согласны с обстоятельствами аварии, причем один из них должен фактически признать свою вину и запротоколировать это.
Если водитель одного из транспортных средств не признает свою вину, ведет себя агрессивно или находится в состоянии алкогольного или, хуже того, наркотического опьянения, то в таком случае обязательно наличие инспектора ГИБДД на месте аварии.
Необходимо обратить внимание, что грузовой автомобиль с прицепом приравнивается к двум транспортным средствам, и это делает невозможным оформление европротокола.
Также у каждого водителя должны быть извещения о ДТП, которые выдаются на руки вместе с полисом ОСАГО при покупке страховки. При их отсутствии европротокол составить не получится, в таком случае надо вызывать ГИБДД или в срочном порядке приглашать на место аварии страхового агента с экземпляром извещения. Как правильно оформить европротокол.
Невыполнение обязательств виновником ДТП
Часто причиной отказа в выплате может стать уклонение виновника ДТП от исполнения своих обязательств. В данном случае имеется в виду отсутствие своевременного оповещения страховщика о произошедшем ДТП, а также непройденный транспортным средством технический осмотр.
Важно! Некоторые страховые организации могут объяснить отказ тем, что отсутствует какой-то нужный документ, или величина ущерба превышает возможный лимит. Максимально возможный лимит возмещения при оформлении европротокола составляет пятьдесят тысяч рублей.
- В целом страховщики не заинтересованы в предоставлении денежных средств по страховке, а европротокол со многими деталями его составления является отличным шансом отклонить запрос на возмещение ущерба.
- Поэтому оформлять документ стоит точно по инструкции, внося актуальные и правдивые сведения, избегая помарок и неточностей.
- При этом не нужно забывать, что составлять протокол возможно лишь с согласия всех участников аварии, в другом случае документ будет считаться недействительным.
«петровка, 38»
Наличие видео и фото это конечно не гарантия того, что вы все сможете доказать, но это хотя бы серьезная зацепка и весомый аргумент вашу пользу, без видео вы вообще вряд ли, что то докажете, по крайней мере сделать это будет практически нереально.
Но я думаю, что когда виновник ДТП увидит, что вы все зафиксировали на видео и фото камеру, он вряд ли будет стараться уйти от ответственности и вносить в протокол неверные данные или оставлять незаполненные поля.
Но лучше все же проверить данные, так как не исключены простые ошибки.
Так же попросите виновника, что бы он заполнил протокол печатным разборчивым шрифтом. Выводы из статьи! Как мы с вами убедились, Европротокол не такой простой документ, как может показаться на первый взгляд. Его заполнение требует определенных знаний, а именно тонкостей, не учтя которые, можно попасть в очень не приятную ситуацию и в итоге остаться без выплат.
В каких случаях Европротокол могут признать недействительным и отказать вам в выплате?
- Если Европротокол подписан только с одной стороны. По правилам его обязательно необходимо подписать виновнику и потерпевшему как с лицевой, так и с обратной стороны. Обратите на то, что на лицевой стороне необходимо поставить 2 подписи как в пункте 15 так и в пункте 18 и виновнику и пострадавшему. Если не выполнить данное условии, то Европротокол будет считаться недействительным. То есть для того, что бы протокол был действительным, то вам необходимо поставить 3 подписи, 2 на лицевой стороне и одну на оборотной. Бывает, что виновник умышленно не ставить одну подпись, а потом не выходит на связь с потерпевшим, либо просто забывает поставить подпись.
Что делать в случае отказа
Получив отказ от страховой фирмы, не нужно расстраиваться и заниматься восстановлением транспортного средства за свой счет. В принципе оснований для отказа в выплате компенсации немного.
Поэтому нужно грамотно подойти к данной ситуации и защищать собственные права и интересы согласно действующему законодательству.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец досудебной претензии в страховую компанию:
Пошаговая инструкция, как получить страховую компенсацию, если при первоначальном обращении был получен отказ:
- получить официальный документальный отказ, где будет зафиксировано основание, на котором страховщик не может предоставить выплату. Этот документ понадобится в случае обращения в судебную инстанцию. Такого рода запрос в некоторых ситуациях заставляет страховую организацию изменить свою позицию и осуществить выплату;
- получить объяснения причины произошедшего и проработать план дальнейших шагов. Если отказ в выплате был правомерен, то следует устранить причину отказа и не повторять такой ошибки в будущем;
- обратиться в Российский союз автостраховщиков (бланк жалобы в РСА здесь) и Центральный банк (бланк жалобы в ЦБ тут). Претензия может быть отправлена заказным письмом с уведомлением, на личном приеме или через интернет. Образец жалобы можно скачать на официальной странице. Рассмотрение претензии ограничивается тридцатидневным сроком;
- передать досудебную претензию самому страховщику. В тексте жалобы нужно указать название и реквизиты страховой компании, персональную и контактную информацию о заявителе. К обращению необходимо прикрепить копии паспорта собственника автомобиля или его представителя, документов, подтверждающих право собственности на транспортное средство, справок из Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения о ДТП, страхового полиса. Сотрудник страховой фирмы, который принимает документы, должен передать заявителю расписку о получении с подписью и печатью. Данное действие очень важно для дальнейшего обращения в судебный орган, поэтому нужно быть очень внимательным;
- обратиться в судебную инстанцию. Подавать исковое заявление нужно при получении отрицательного решения страховой компании, ее отказе в выплате или игнорировании направляемых в ее адрес обращений.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец искового заявления на страховую компанию:
Посмотрите видео. Европротокол. Все мифы и вся правда:
Поделитесь в соц.сетях: |
Форменное безобразие
С 20 октября ГИБДД не оформляет справки о дорожно-транспортных происшествиях, и уже есть первые вполне прогнозируемые результаты: споры водителей с инспекторами, конфликты со страховыми компаниями, неразбериха в общении МВД и Российского союза страховщиков. А главное — вполне реальный риск для автовладельцев остаться без страхового возмещения.
За прошедшее время набралось немало сообщений о случаях, когда инспекторы, оформляя ДТП по-новому, выдают водителям на руки только оригиналы или копии постановления об административном правонарушении (или протокола), в котором, как обычно, указан виновник, но не приведены необходимые для страховщиков данные о других участниках происшествия, о повреждениях автомобилей, о собственниках и об их страховых полисах. Представители ГИБДД уверяют водителей, что всю информацию страховщики получат «в электронном виде», — и умывают руки, а страховые компании, в свою очередь, напоминают автомобилистам, что закон об ОСАГО никто не отменял, а его статья 11 по-прежнему требует представить в страховую «документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции», — именно таким документом и была справка о ДТП. Исключением для закона остаются лишь случаи, подпадающие под европротокол (только имущественный вред и отсутствие споров по поводу виновника), но его оформляют далеко не все, рассчитывая как раз на то, что документы от ГИБДД надежнее.
Наглядный пример, когда сотрудники ГИБДД оформили документы вроде бы по новым требованиям, но «для галочки».
Постановления об административном правонарушении дополнены некоторыми сведениями для страховой компании, но среди них не хватает VIN-номеров автомобилей, даты рождения водителей, данных о собственниках, телефонных номеров и данных об освидетельствовании. Такие документы от ГИБДД в страховой скорее всего не примут и попросят дооформить извещение с полным набором данных
Ну а дальше — вполне логичный замкнутый круг, в котором страховщики и полиция по очереди отфутболивают автомобилистов. Хотя на самом деле все должно было работать иначе.
Почему отменили справку и что вместо нее?
О своем желании избавиться от лишних хлопот по оформлению ДТП полицейское ведомство предупреждало еще два года назад, ссылаясь на то, что извещение о ДТП, которое водители заполняют самостоятельно, и так дает страховщикам сведения обо всех обстоятельствах аварии.
При этом Госавтоинспекцию явно не заботила необходимость внести поправки в закон об ОСАГО: МВД ожидало, что Центробанк (а на него в России возложено регулирование страхового рынка) и Российский союз страховщиков решат эту проблему сами, разработав новые правила ОСАГО.
Но при этом никто, включая рядовых сотрудников ГИБДД, не верил, что справки все-таки отменят. Так что 20 октября гром грянул почти для всех.
С этой даты в МВД действует новый внутренний регламент* работы инспекторов ГИБДД, и в нем появилось немало новшеств — например, теперь разрешается размещать камеры фотовидеофиксации в местах действия временных дорожных знаков, а инспекторы получили право останавливать водителей вне стационарных постов без объяснения оснований. Но отмена «справки по форме 154» (так ее называли, потому что образец утверждался приказом МВД России от 01.04.2011 №154) — самое резонансное новшество.
При этом ГИБДД формально не снимала с инспекторов обязанности собрать информацию об участниках ДТП и повреждениях автомобилей, и 18 октября в региональные подразделения Госавтоинспекции было направлено внутреннее разъяснение, в котором говорится, что после 20 октября инспекторы должны вместо оформления «справки по форме 154» вносить дополнительные сведения в протокол или постановление об административном правонарушении, либо в определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Этих документов по замыслу МВД будет достаточно для обращения в страховую компанию. Но на практике, как обычно, все работает по-другому.
Еще один пример того, что краткость — не всегда добродетель, особенно если дело касается заполнения документов о ДТП.
Описывая обстоятельства происшествия инспектор «пояснил», что «транспортные средства получили механические повреждения правая задняя дверь с накладкой осаго EEEXXXXXXXXXX согласие, осаго бмв: ЕЕЕХХХХХХХХХХ Росгосстрах повр: пербампер.
лев угол». Судя по всему, пострадавшему автомобилисту предстоят незабываемые минуты общения со страховой компанией
Наши вопросы о том, как водитель и инспектор должны теперь общаться при оформлении ДТП, в пресс-службе МВД оставили без ответа.
Однако Российский союз страховщиков и службы аварийных комиссаров смогли немного прояснить ситуацию и помогли составить эту шпаргалку, хотя РСА и оговорился, что детали нового механизма оформления аварий до конца не ясны, поэтому не исключены задержки в рассмотрении страховых случаев.
Какие документы и кому теперь выдает инспектор?
Если прежде справку о ДТП получал каждый участник происшествия и в ней были сведения обо всех других участниках, включая прямое указание на тех, кто именно нарушил Правила дорожного движения, то протокол об административном правонарушении (так же как и постановление), по сути, адресован только водителю-виновнику. Все остальные «действующие лица» ДТП тоже имеют право получить копии документов, но для этого сами должны обратиться к инспектору.
- В Москве и в регионах ГИБДД уже выдает протоколы и постановления об административном правонарушении, заполненные по новым правилам. На них в графе «Обстоятельства» или в приложенной специальной форме указаны дополнительные сведения, которые условно можно разделить на четыре группы:
- а) имена и даты рождения всех участников ДТП;
- б) данные обо всех транспортных средствах;
- в) номера полисов ОСАГО и названия страховых компаний;
- г) описание повреждений.
- Однако спектр информации в упраздненной справке о ДТП был несравнимо шире: там в отдельных графах указывались данные о VIN-кодах автомобилей, координаты места аварии, телефоны участников и результаты медицинского освидетельствования. При этом в РСА нам ответили, что в случае оформления процессуальных документов сотрудниками полиции необходимо настаивать на том, что эти документы должны содержать сведения о:
- — дате ДТП;
- — транспортных средствах всех участников ДТП (марки, модели, государственные регистрационные знаки, VIN-коды);
- — ФИО водителей — участников ДТП с указанием места жительства и даты рождения;
- — ФИО собственников транспортных средств участников ДТП;
- — страховых полисах ОСАГО участников ДТП (серия, номер, наименование страховщика);
- — нарушениях Правил дорожного движения со стороны участников ДТП;
- — направлении участников ДТП на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Хотя что значит настаивать? Понятно, что если инспектор не горит желанием вносить в документы все эти данные, то способов заставить его это сделать у водителя почти нет. Необходимо брать дело в свои руки, а единственным документом, который может содержать всю эту информацию, отныне остается извещение о ДТП.
Почему отныне необходимо всегда заполнять извещение о ДТП?
Представители РСА и служб аварийных комиссаров пояснили нам, что в новых условиях «участникам ДТП необходимо во всех случаях происшествий в обязательном порядке заполнять все поля извещения о ДТП».
Главное — проверить записанные в извещение данные и помнить, что на каждом из заполненных бланков должны стоять подписи всех участников ДТП! А если транспортных средств больше двух, то нужно заполнить несколько комплектов извещений — по одному на «контакт» между машинами, но при этом в каждом извещении на обороте в описании происшествия должны быть указаны все участники.
«На месте происшествия стоит собрать как можно больше информации об аварии, сделать фотографии с использованием геотегов, снять видео, записать данные о других водителях и автомобилях, а если нет уверенности в своих навыках, то лучше вызвать аварийного комиссара», — советует Глеб Виленский, заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи пострадавшим в ДТП.
Что делать, если ГИБДД не определила виновных в аварии?
Еще один случай, когда роль извещения о ДТП выходит на первый план. Дело в том, что по российским законам формально возможен такой нонсенс, как «ДТП без виновника».
Точнее, ДТП всегда происходит из-за того, что кто-то нарушил Правила дорожного движения, но не всегда за это нарушение предусмотрена административная ответственность — примером может быть пункт 10.1 ПДД, когда водитель не справился с управлением без превышения скорости.
А если нет административного наказания, то не возникает и гражданской ответственности, а вместе с ней — и формального повода для выплаты по ОСАГО.
Иными словами, у ДТП может быть и виновник-нарушитель, и пострадавший с полным набором документов от ГИБДД, но, если в них отсутствует факт административного наказания, страховая получит повод отказать в выплате по ОСАГО, и тогда возмещать ущерб придется через суд.
Однако если происшествие оформлено в рамках европротокола без участия ГИБДД, то выплата возможна и без наступления административной ответственности — главное, чтобы в извещении все участники удостоверили отсутствие разногласий между собой.
Ну а в случае, если по представленным в страховую компанию документам невозможно установить распределение ответственности за причинение вреда между участниками ДТП, то страховщик осуществляет выплату в размере доли ущерба, определенной как отношение размера ущерба к числу участников ДТП.
Какую бумагу выдаст ГИБДД, если виновник аварии скрылся?
В этом вопросе тоже почти ничего не меняется по сути: вместо справки о ДТП водитель поврежденного автомобиля должен получить от ГИБДД копию определения о возбуждении дела об административном правонарушении с описанием обстоятельств происшествия, а дальше все будет зависеть от результатов расследования. Если полиция найдет скрывшегося участника и у того будет полис ОСАГО, то ущерб, скорее всего, возместят, а если виновник не обнаружится — не будет и выплаты.
Какой документ от ГИБДД теперь нужен для выплаты по Каско?
Так как Каско — добровольный вид страхования, его правила определяет каждый страховщик самостоятельно, и в новых условиях оформления документов от ГИБДД эти правила могут измениться.
Но скорее всего, как и в случае с ОСАГО, роль отмененной «справки по форме 154» должны сыграть протокол об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
А если авария оформляется по европротоколу, то требования к обращению за выплатой будут такими же, как и в случае с ОСАГО, иными словами — нужно оформлять извещение и собирать максимум документов от ГИБДД.
Что, если инспектор не указал нужных данных в документах?
Допустим, инспектор, будучи в курсе нововведений, справку о ДТП по старой форме выдавать отказался, но при этом описание происшествия ни в какие другие документы не внес — то ли намеренно, то ли по рассеянности. Сами водители тоже ничего не заполняли. Что дальше? Это, возможно, самый неприятный случай.
При наиболее благоприятном исходе страховщик попросит дооформить извещение вместе с другими участниками ДТП, ну а если сделать это невозможно и нет шансов получить от полиции документ, в котором содержалось бы указание на виновника аварии и на ее последствия, то дело пахнет отказом в выплате и необходимостью добиваться возмещения через суд.
* Официально он называется «Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения»
Смотрите, какая тема — Что делать, если участники ДТП неправильно оформили европротокол? Будет ли отказ в выплате?
Показать содержание
- Если вы допустили ошибку при заполнении европротокола, то в 2022 году это не повод отказывать вам в выплате по ОСАГО.
- Но исправления и помарки в составленном извещении лучше не допускать.
- Если исправляете ошибку, то необходимо заверить исправление подписями водителей.
- Страховщик может отказать в выплате, если имелись разногласия, в том числе о степени вины в ДТП.
- Если машина была отремонтирована или утилизирована до осмотра страховщиком, то потерпевший с большой долей вероятности останется без выплаты.
Дорожно-транспортное происшествие – это, прежде всего, стрессовая ситуация, как для одного, так и для другого водителя. И не всегда получается в такой ситуации делать всё правильно.
Если участниками ДТП было принято решение оформлять аварию по европротоколу ОСАГО без участия сотрудников ГИБДД, то важно не наделать описок в заполняемом извещении.
Но что делать, если ошибки уже есть и исправлений не избежать, об этом и пойдет речь в данной статье.
Какие самые распространенные ошибки в европротоколе в 2022 году?
Чаще всего неправильно в извещении заполняют те графы, в которых нужно указывать данные, которые водитель не знает наизусть.
Так, ошибки обнаруживаются в большинстве случаев:
- в неправильно указанном заполненном VIN номере автомобиля,
- в свидетельстве о регистрации транспортного средства,
- из-за невнимательности неправильно оформляется поле №16 извещения «Обстоятельства ДТП»,
- водители забывают указать количество отмеченных клеток,
- автолюбители оставляют пустые незаполненные поля в бланке,
- ну и, конечно же, разнообразные описки в личных данных водителей.
Какие нельзя допускать при оформлении?
Все возможные описки и ошибки в 2022 году можно разделить на важные и неважные, в зависимости от того, могут ли они влиять на осуществление страховой выплаты или нет. Вот список тех ошибок, которые допускать нежелательно:
- в адресе места ДТП,
- в неправильно заполненных в европротоколе данных автомобилей, участвовавших в аварии, если, к примеру, поля оставлены пустыми,
- в обстоятельствах ДТП,
- в схеме аварии,
- в подписях водителей об отсутствии разногласий.
Остальные описки и ошибки, в том числе грамматические, не так серьезны для европротокола, например:
- в номере полиса ОСАГО – даже если это поле пустое,
- в данных водительского удостоверения,
- в личных данных собственника и водителя машины.
Я неправильно заполнил европротокол, откажут ли мне в выплате?
Страховая компания может отказать в выплате страхового возмещения, указав любую причину, даже надуманную, но это не значит, что такой отказ будет законным. Нас же интересует правовая позиция по отказу в выплате.
И самое главное, помните, что отказ страховщика в случае неправильного европротокола может быть исключительно письменным – в ответ на письменное заявление с приложением извещения и всех остальных необходимых документов. Если вам отказали из-за ошибок в неправильно заполненном документе устно, то вам по сути и не отказали вовсе – вы не сможете оперировать таким ответом страховой компании просто из-за отсутствия доказательств отказа.
Так, в Законе об организации страхового дела в РФ указано, что
страховщики не вправе отказать в страховой выплате по основаниям, не предусмотренным федеральным законом или договором страхования (статья 10 пункт 3).
В Законе об ОСАГО таких оснований немного. Так, страховщик отказывает потерпевшему, если последний произвел ремонт поврежденного автомобиля до осмотра или экспертизы страховщика и это не позволяет достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков.
Еще одна причина связана с непредоставлением поврежденного авто на осмотр. Но в таком случае отказ не окончательный, и выплата может быть произведена после проведения осмотра.
Фактически, всё сводится к осмотру и экспертизе машины, поскольку все остальные ошибки или вопросы могут быть устранены страховщиком. Это касается и наших с вами ошибок в составленном европротоколе.
У страховщика есть право в установленный законом срок осмотреть поврежденную машину, а также транспортное средство виновника.
Соответственно, эксперт на осмотре запросит документы на автомобиль и укажет правильные данные участников ДТП, если в них были сделаны ошибки или описки.
- Единственное, что не сможет исправить эксперт – это наличие разногласий между водителями об обстоятельствах ДТП, характере и перечне повреждений и признание вины одним из водителей.
- Именно эти два факта могут повлиять на выплату по следующим причинам.
- Отсутствие разногласий в европротоколе удостоверяется подписями водителей, поэтому очень важно не забыть их поставить.
Расписались в европротоколе за другого водителя – что делать?
Всё зависит от того, в какой момент был обнаружен данный факт.
- если непосредственно в момент заполнения европротокола, то можно просто поставить еще по одной подписи в нужных местах; пусть будет по 2 подписи, ничего страшного,
- если вы уже разъединили экземпляры, тогда живые подписи в нужных местах надо проставить на всех экземплярах,
- если вы обнаружили то, что расписались за другого водителя, уже дома или в страховой при подаче заявления, то ничего страшного, главное, что подпись стоит, и никто не отказывается от её подлинности. В таком случае, не особо важно, где она проставлена, в любом случае это не повод отказывать в выплате.
Обнаружили описку, как исправить?
На самих бланках извещений, в правилах их заполнения, указано, что помарки, ошибки, исправления не допускаются. Но что делать, если вы уже их допустили, при этом, в самом конце, когда уже всё остальное заполнено?
Можно, конечно, и переписать европротокол заново, но это долго и не всегда под рукой будет еще один самокопирующийся бланк.
Если вы решитесь исправлять ошибку, тогда делайте это аккуратно, чтобы было отчетливо видно, что на что исправляете. Исправление в составленном европротоколе в обязательном порядке необходимо заверить:
- подписями обоих водителей, если оно делается на лицевой стороне,
- и подписью только одного из водителей, если ошибка исправлялась на оборотной стороне (которая заполняется каждым водителем самостоятельно).
Бланки должны быть идентичными, поэтому, если вы уже разъединили листы, то заверяйте исправление живыми подписями на каждом экземпляре.
Оформление без ошибок!
В 2022 году оформить ДТП через европротокол можно уже не на бумажном бланке, а в электронном виде. Для этого есть приложение Помощник ОСАГО.
Поскольку в приложении почти все данные берутся из базы или средств телеметрии, то допустить ошибки или опечатки практически невозможно. По крайней мере, вероятность такого исхода стремится к нулю.
О том, где его скачать и как им пользоваться, мы уже рассказывали в нашей статье о том, как оформить ДТП через мобильное приложение Помощник ОСАГО.
Как обжаловать (оспорить) справку о ДТП?
Обжаловать справку о ДТП может каждый из участников аварии, которому этот документ необходим для последующего обращения за страховыми выплатами. Основанием для оспаривания может выступать несоблюдение формы документа, либо неправильно зафиксированные обстоятельства столкновения и его последствия. В этом материале узнаем, как оспорить справку о ДТП, и на что может повлиять обжалование.
Что это такое
Справка о ДТП является официальным документом, подтверждающим все обстоятельства столкновения автомобилей:
- место и время аварии;
- состав участников ДТП, в том числе автовладельцев, пассажиров и пешеходов;
- сведения о характере телесных повреждений, причиненных в результате дорожного инцидента;
- описание характера и степени повреждений автомашины;
- вывод о виновности одного или нескольких лиц в ДТП.
Заполнение справки происходит после вызова сотрудника ГИБДД на место аварии. Чтобы зафиксировать все важные обстоятельства, инспектор составляет протоколы об административных правонарушениях, схемы ДТП, берет объяснения у сторон, проводит осмотр автомобиля с участием обоих автовладельцев, и т.д.
В ряде случаев вызов сотрудника ГИБДД на место не требуется. Например, если предварительная оценка повреждений не превышает 50 тыс. руб., а в ДТП отсутствуют пострадавшие граждане, автовладельцы могут заполнить обоюдный бланк извещения по программе Европротокола. В такой ситуации справка ГИБДД не требуется, так как все обстоятельства зафиксируют сами участники аварии.
Основания для оспаривания
При составлении справки о ДТП, каждый из автовладельцев может не только принимать участие в процессуальных действиях, но и подавать свои возражения и замечания по каждому факту и обстоятельству. Поэтому наиболее простым и очевидным вариантом избежать обжалования, является устранение возможных ошибок на месте. Основания для оспаривания можно сгруппировать следующим образом:
- выявление нарушений в форме составления справки – например, отсутствие сведений об одном или нескольких участниках ДТП, ошибки при описании параметров автомобиля, отсутствие печати учреждения ГИББД, и т.д.;
- неправильный вывод о виновности в ДТП;
- ошибки при указании юридически значимых обстоятельств ДТП, перечня повреждений автотранспорта, характера физического ущерба.
Указанные нарушения влияют на возможность получить компенсацию по полису ОСАГО или КАСКО, либо существенно осложняют эту процедуру.
Обжалование справки о ДТП допускается следующими способами:
- непосредственное обращение к должностному лицу, оформлявшему справку – если ошибка не влияет на юридически значимые обстоятельства, а на внесение изменений согласны все участники ДТП, в справку будут внесены поправки, либо выдается новый документ;
- подача жалобы вышестоящему должностному лицу территориального отдела или управления ГИБДД;
- обращение с жалобой в органы прокуратуры;
- оспаривание через судебные инстанции.
Если у остальных участников ДТП имеются возражения относительно внесения изменений в содержание справки, либо это повлечет существенное изменение ситуации, оспорить документ можно только в судебном порядке.
Процедура оспаривания
Если в справке допущены технические ошибки (описки, помарки и т.д.), исправить их можно путем внесения дополнений или выдачей нового документа. Для этого нужно обратиться с устным или письменным заявлением к инспектору, выдавшему справку, либо к вышестоящему должностному лицу. При наличии существенных ошибок или возражениях сторон, внесение любых изменений возможно только через суд.
Если справка оспаривается через должностных лиц ГИБДД или прокуратуры, обращается внимание на следующие моменты:
- наличие у сотрудника ГИБДД полномочий по оформлению процессуальных документов;
- полнота и достоверность сведений, включенных в справку – для этого сравниваются данные, зафиксированные в протоколах, схемах и т.д.;
- наличие в процессуальных документах возражений и дополнений участников ДТП, не учтенных при выдаче справки;
- существенность допущенных нарушений – влияют ли они на возможное обращение в страховую компанию для получения компенсаций.
По итогам рассмотрения жалобы заявителю будет выдана новая справка, либо в существующий документ будут внесены изменения и дополнения.
В большинстве случаев для получения надлежащего документа о ДТП предстоит пройти судебную процедуру. Разберем, как обжаловать справку о ДТП в суде, и какие обстоятельства будут доказывать участники процесса.
Судебное оспаривание
При наличии судебного акта об отмене или изменении справки ГИБДД, страховая компания не сможет отказать в выплатах. Поэтому обращение в судебные инстанции будет являться наиболее эффективным вариантом обжалования. При составлении жалобы нужно учесть следующие пункты:
- наименование судебной инстанции (дела подобной категории рассматриваются в судах общей юрисдикции);
- сведения о заявителе, а также об иных заинтересованных лицах – к участию в деле привлекается не только представитель ГИБДД, но и иные участники ДТП, чьи интересы могут зависеть от содержания справки;
- информация о документе, который выступает предметом жалобы – дата и номер, должностное лицо, которые выдано справку;
- краткое изложение обстоятельств ДТП, которые были включены в справку;
- сведения справки о ДТП, которые оспариваются заявителем;
- требование о признании недействительной справки или изменении ее содержания;
- личная подпись и дата составления документа.
Подать жалобу может не только участник ДТП, но и его представитель. Для этого нужно оформить доверенность через нотариальную контору.
При рассмотрении жалобы суд обязан установить фактическую картину ДТП и правильность изложения обстоятельств аварии в справке ГИБДД. В частности, будут иметь значение следующие факты:
- если инспектор ГИБДД необоснованно не учел при составлении справки доводы и возражения участников дорожного инцидента, справка будет наверняка признана недействительной;
- если стороны небрежно отнеслись к проверке процессуальных документов на месте аварии и добровольно указали на отсутствие возражений, оспорить справку будет крайне сложно;
- при рассмотрении жалобы будет учитываться аргументированное мнение всех участников спора – для этого подаются письменные или устные возражения по сути жалобы.
Наиболее распространенными случаями подачи жалоб является оспаривание вины в совершении ДТП, а также несогласие с характером и размером повреждений. Сотрудник ГИБДД может не только установить однозначную вину одного из водителей, но и указать на обоюдный характер вины.
В этом случае справка не может содержать точный размер вины, так как это входит в полномочия суда. В судебном порядке будет установлено пропорциональное соотношение вины каждого из водителей, а страховая компания использует вывод суда для определения размера выплат.
Если вина в ДТП связана с нарушением конкретных правил дорожного движения, для изменения справки нужно оспорить административный протокол или постановление. Материалы административного производства будут использованы как доказательство при рассмотрении жалобы на справку.
Предметом спора может являться неправильное указание повреждений от ДТП:
- неполное перечисление поврежденных элементов автомашины;
- ошибочный вывод об отсутствии скрытых повреждений (такое заключение может сделать только автоэксперт);
- ошибочное указание места первого удара при столкновении, что повлияет на определение виновника ДТП;
- ошибочное включение в справку повреждений, уже существовавших на момент дорожной аварии.
Чтобы оспорить указанные выводы сотрудника ГИБДД, может потребоваться проведение автоэкспертизы. В этом случае эксперт оценит фактические последствия ДТП, а также укажет на наличие повреждений, которые существовали на момент аварии.
По итогам рассмотрения дела, суд может признать справку о ДТП полностью или частично недействительной. Также допускается внесение изменений в указанную форму – в судебном акте будут перечислены все измененные пункты. Если справка признается полностью недействительной, служба ГИБДД будет обязана выдать новый документ с учетом установленных обстоятельств.
После получения новой или уточненной справки о ДТП, этот документ нужно представить в страховую компанию для получения выплат ОСАГО или КАСКО. Хотя в содержании справки указан перечень внешних повреждений, точный размер ущерба будет определен при обследовании машины оценщиком. Если автовладелец будет не согласен с результатами оценки, можно пройти независимую экспертизу.
Страховая компания не вправе отказать в принятии справки ГИБДД, либо обжаловать ее в судебном порядке. Если изменения в справку были внесены судебным актом, он также предоставляется в страховую компанию.
Пункт справки о виновности одного из участников ДТП будет учтен при рассмотрении заявления о выплатах.
Если в справке указано об обоюдной вине водителей, страховая компания сможет отказать в назначении выплат – в этом случае нужно подать в суд и определить степень вины каждого автовладельца.
Допустимы ли исправления в Европротоколе? Что делать, если бланк испорчен?
Европротокол – специальный документ, дающий разрешение оформить мелкие дорожно-транспортные происшествия (ДТП) без участия сотрудников ГИБДД (в упрощённом порядке).
Оформление ДТП по этому протоколу помогает водителям уберечься от возможных штрафов за нарушение правил дорожного движения и предотвращает образование аварийных пробок.
Однако разрешение конфликтов таким способом непопулярно, водители боятся ошибок при заполнения документа.
Допускаются ли исправления в Европейском протоколе?
Практически все страховые кампании выдают памятку по заполнению Европротокола. В ней написано, что исправления, перечёркивания и помарки делать нельзя. В случае ошибки нужно заполнить новый бланк.
В случае обнаружения ошибок и исправлений в документе в страховке будет отказано, так как данные неверны. Однако грамматические ошибки не дают права страховой кампании отказывать в выплате средств.
В случае отказа в выплате кампания предоставляет письменный документ со всеми причинами отклонения Европротокола.
Что делать, если бланк заполнили с ошибками?
Если Европротокол заполнен неверно, его можно исправить. Если в течении пяти дней с момента дорожно-транспортного происшествия обнаружена ошибка в документе, стоит договориться со вторым участником происшествия и повторно заполнить другой бланк.
Главное, чтобы в извещении о ДТП было написано, что виновник полностью признаёт свою вину, также он должен поставить свою подпись, подтверждая таким образом отсутствие разногласий водителей по указанным обстоятельствам ДТП (тогда всё равно могут принять документ).
Без признания вины и подписи в любом случае документ недействителен.
Новый Европротокол необходимо заполнить правильно:
- указать верное место совершения ДТП;
- написать дату, время, количество повреждённых машин;
- отметить, что люди и другие транспортные средства не пострадали;
- записать всех свидетелей, данные о своей машине, указать ФИО участников, подробно описать само ДТП;
- перечислить имеющиеся доказательства.
Подробнее о нюансах составления извещения о ДТП по Европротоколу узнайте в этой статье.
- Скачать бланк Европротокола
- Скачать образец Европротокола при ДТП
Как действовать, если другой участник отказывается исправлять ошибки?
Что делать, если бланк оформлен с нарушениями, а другой участник не хочет переписывать Европротокол или не поставил свою подпись? Можно выбрать один из двух вариантов дальнейших действий:
- Подать в суд на виновника аварии с требованием возмещения компенсации, если срок подачи документов в страховую кампанию уже истёк (каков срок подачи Европротокола в СК?).
Для судебного заседания потребуются:
- Несколько свидетелей происшествия (при наличии).
- Фото и видеоматериалы, доказывающие вину второго участника аварии.
- Испорченный бланк Европротокола.
Регион пребывания не имеет значения: если водитель находится в путешествии на своей машине и попадает в аварию, он может составить Европротокол на месте и предъявить его в ближайшем здании своей страховой кампании.
- Обратиться в ГИБДД и оформить справку о дорожно-транспортном происшествии при условии, что срок подачи документов в пока не истёк. Для справки необходимы:
- Фотоматериалы, фиксирующие аварию.
- Видеоматериалы, запечатляющие действия виновника аварии и желательно номер его машины.
С полученной справкой можно смело отправляться в страховую кампанию для выплаты денежной компенсации, можно добиться выплаты средств по ОСАГО.
Сложнее приходится водителям арендованных машин. При ДТП в первую очередь нужно связаться с кампанией, давшей автомобиль в аренду, спросить разрешение на составление Европротокола и, если оно получено, ущерб покроет либо виновник аварии, либо страховая кампания. Подробнее о том, что делать после составления Европротокола, куда обращаться, можно узнать в этом материале.
Заключение
В наше время машина есть практически у каждого, потому от попадания в ДТП никто не застрахован. Именно поэтому важно знать, что делать, если в Европротоколе произошла ошибка. Юридическая грамотность – лучший союзник в борьбе за свои права, в том числе и за право получения страховки.
Что делать, если неправильно оформили европротокол
Если участники ДТП неправильно оформили европротокол, ошибки в нем необходимо исправить в течение 5 дней с момента подписания. Вносить изменения в уже заполненный бланк не разрешается, поэтому виновник и пострадавший должны составить и подписать новое извещение. Вне зависимости от обстоятельств происшествия, извещение должно включать сведения о том, что виновник признает вину, и стороны не имеют разногласий по данному вопросу.
При оформлении ДТП по европротоколу необходимо указывать:
- дату, время и точное место происшествия;
- количество участников ДТП;
- отсутствие пострадавших в результате ДТП;
- информацию об участниках: ФИО, регистрационные номера автомобилей и проч.;
- доказательства вины того или иного участника.
Что считается ошибкой
Для страховой компании причиной отказать в выплате компенсации либо оплате ремонта могут послужить:
- Исправления и помарки, которые делают текст нечитаемым.
- Серьезные фактические ошибки. Например, в ФИО, адресе, дате или времени происшествия, регистрационных номерах участников ДТП, обстоятельствах аварии.
- Отсутствие данных о виновнике происшествия и обоснования его вины.
Обратите внимание! Грамматические ошибки не могут служить основанием для отказа СК в выплате денежных средств пострадавшему.
Требования страховых компаний к заполнению извещения о ДТП по европротоколу всегда указываются на бланке или отдельно выдаются страхователю в виде инструкции. Оба участника происшествия должны ознакомиться с ними до заполнения.
Что делать, если европротокол составлен неправильно и уже отдан в страховую компанию
В этом случае пострадавшему необходимо обратиться в страховую компанию с заявлением об отзыве ошибочно оформленного протокола, приложив к нему новое, корректное извещение. Фактически, СК не будет иметь оснований для отказа.
Другой участник ДТП отказывается вносить изменения в европротокол
Первое — обратиться в ГИБДД. Если срок подачи документов с момента происшествия не истек, заполните справку о ДТП в отделении ГИБДД. Для этого потребуются фото и/или видеодоказательства вины второго участника. Данная справка позволит вам обратиться в страховую компанию и получить компенсацию ущерба по договору ОСАГО или КАСКО.
Второе — обратиться в суд. Пострадавший вправе требовать от виновника компенсации расходов на ремонт автомобиля, если срок обращения в страховую компанию из-за неправильного европротокола истек. Для этого предъявите в суд:
- показания свидетелей и/или фото и видео, подтверждающие вину второго участника ДТП;
- бланк европротокола с ошибками.