Ответственности Неуведомление миграционного органа о привлечении к работе иностранного гражданина

ответственности Неуведомление миграционного органа о привлечении к работе иностранного гражданина

         Начальник Отдела по вопросам миграции Отдела МВД России по Ленинградскому району Чудакова Ирина Анатольевна разъясняет действия работодателя в отношении иностранного гражданина за нарушение трудового законодательства.

    В случае если иностранный  гражданин осуществляет трудовую деятельность на территории работодателя без разрешительных документов (патент на работу / разрешение на работу), то его деятельность будет считаться нелегальной. В данном случае будет выписан штраф за наем иностранца без разрешения или патента.

Так как миграционное законодательство жестко регламентирует необходимость наличия полного пакета документов у мигранта на протяжении всего периода его работы, работодатель должен тщательно отслеживать сроки действия всех документов, чтобы не получить штраф за мигрантов, в случае если хотя бы один документ перестанет действовать.

     Например, в случае если в организации работает иностранец, которого официально приняли на работу по всем правилам и с полным пакетом документов,  но через несколько месяцев после начала его работы в компании у него кончилась регистрация, но он все еще продолжает работать в компании, работодатель получит штраф за нелегала в случае выявления сего факта при проверке инспекцией, так как работник даже без одного действующего документа уже не может легально осуществлять трудовую деятельность в РФ. Другой пример: иностранный сотрудник, который работает у работодателя по патенту вовремя не оплатил налог НДФЛ по этому патенту, авансовый платеж просрочил на 3 дня, и его патент аннулировали. Однако ни иностранца, ни работодателя о таких вещах не уведомляют. Соответственно иностранец может продолжать работать, думая, что патент все еще действует, и в случае проверки УФМС выпишет штрафы за нелегалов работодателю, в частности штраф за отсутствие патента на работу и привлечение нелегальной иностранной рабочей силы. Поэтому очень важно следить за тем, чтобы работники-иностранцы, которые работают по патенту, вовремя оплачивали ежемесячные авансовые платежи по патентам, так как просрочка оплаты ведет к аннулированию документа. Также необходимо внимательно проверять все остальные документы иностранного гражданина и постоянно отслеживать их сроки действия, так как при просрочке документов, вину косвенно возложат и на работодателя, и ему также начислят крупный штраф за иностранного работника.

         В случае если иностранный гражданин работает не по профессии, которая указана в патенте / разрешении на работу, его трудовая деятельность также считается нелегальной, а значит работодатель также получает штраф за нелегальную работу мигранта.

Важно помнить, что патент выдают на конкретную специальность, и работодатель может допускать сотрудника исключительно к тем видам работ, которые прописаны в его патенте. В противном случае инспекция имеет право выписать штраф работодателю за каждого иностранца, который работает не по профессии.

Во всех вышеперечисленных случаях штраф за нелегалов выписывают и организации и физическому лицу, в зависимости от того, работал ли иностранец на частное лицо или на юридическое. При этом размер штрафа за нелегалов для физических лиц в 2019 году – от 5 000 до 7 000 рублей.

Размер штрафа за нелегалов для юрлиц  — от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период  от 14 до 90 суток.  При этом на должностное лицо размер штрафа за нелегала составляет от 35 000 — 70 000 рублей.

         В случае если работодатель не получив специального разрешения на привлечение иностранцев принял на работу иностранного гражданина, инспекция выписывает штрафы за привлечение и использование иностранной рабочей силы в размере от 35 000 до 70 000 рублей на должностное лицо, штраф за привлечение иностранной рабочей силы на юридическое лицо составит от 400 000 до 1 000 000 рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на срок от 14 до 90 суток. Размер же штрафа за использование иностранной рабочей силы на физическое лицо составит от 5000 до 7000 рублей.

          В случае если работодатель не уведомил или нарушил сроки уведомления ФМС о факте заключения трудового договора с иностранным гражданином или расторжении договора и увольнении иностранца с работы, то будет наложен штраф работодателю за мигранта в размере от 5000 до 7000 рублей на физ лицо,  от 35 000 — 70 000 рублей на должностное лицо и штраф за неуведомление об увольнении или найме иностранного работника на юр лицо — от 400 000 до 1 000 000 рублей.

          Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства

          В случае если работодатель берет мигранта на работу, но не оформляет его официально в штат компании и не заключает с ним трудовой договор, работник будет считаться нелегалом, а работодатель в случае выявления сего факта получит штраф за неоформленного иностранного работника. Самого же нелегала ждет выдворение за пределы РФ и штраф в размере 5 000 рублей.

          В случае если работодатель при приеме на работу допустил ошибки в трудовом договоре с иностранным гражданином, например, указал неверную дату или данные сотрудника, то договор будет считаться недействительной, а трудовая деятельность мигранта – незаконной, то  работодатель получит на мигранта штраф за работу без трудового договора и официального оформления иностранца на работу.

В обоих случаях трудовая инспекция выпишет штрафы работодателю за нарушение ТК РФ, так как работник официально не оформлен.

При этом размер штрафа за нарушение ТК для физических лиц – от 5000 до 10000 рублей, размер штрафа для юридических лиц  — от 50 000 до 100 000 рублей, на должностное лицо размер штрафа за нарушение трудового законодательства работодателем составит от 10 000 до  20 000 рублей.

         Не многие работодатели знают, что трудовая инспекция может также наложить штраф за нарушение условий охраны труда сотрудников на предприятии.

  • В случае если работодатель нарушает государственные нормативные требования охраны труда, то должностное лицо получает предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 50 000 до 80 000 рублей.
  • В случае если работодатель не проводит или неправильно проводит оценку условий труда на рабочих местах, то на должностное лицо получает предупреждение или на него накладывается штраф в размере от 5 000 до 10 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей.
  • В случае если работодатель допускает работника к исполнению должностных обязанностей без прохождения обучения, проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, то на должностное лицо накладывается штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 110 000 до 130 000 рублей.
  • В случае если работодатель не обеспечивает работников средствами индивидуальной защиты, то на должностное лицо накладывается штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, на юридическое лицо в таком случае накладывается штраф в размере от 130 000 до 150 000 рублей.
  • За повторное правонарушение должностное лицо дисквалифицируется на срок от 1 года до 3 лет и получает штраф в размере от 30 000 до 40 000 рублей, при этом на юридическое лицо накладывается штраф в размере от 100 000 до 200 000 рублей и также возможна приостановка деятельности организации на срок до 90 суток.

             Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников?

           После проверки организации ФМС составляет акт, в котором фиксирует результаты ее проведения, он так и называется «Акт проверки».  Первая часть акта — вводная, в ней указывается время и дата проведения, реквизиты и адрес объекта.

Вторая часть акта – основная, в ней описываются все нарушения, факты и доказательства, которые были выявлены при проверке.  Акт создают в двух экземплярах, один из которых передают в компанию, второй оставляют в материалах дела ФМС. Далее материалы дела передаются представителю компании под роспись.

            Из него работодатель полностью узнает обо всех выявленных нарушениях и о том, какие штрафы уфмс наложила на юридическое лицо за нелегалов. 

  • Если организация решит оспорить результат проверки ФМС и штрафы, то необходимо будет идти в суд именно с этим актом.
  • Пресс-служба Отдела МВД России по Ленинградскому району

Штрафы работодателю за иностранного работника

Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны выполнять в отношении них не только нормы ТК РФ, но и строго исполнять обязанности, предусмотренные миграционным законодательством.

Штрафы за его нарушение могут достигать миллиона рублей за каждого иностранного работника.

За что и как в 2020 году наказывают должностных лиц, ИП и компании, привлекающих к работе иностранных граждан, расскажем в нашем материале.

Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе

Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:

Нарушение Штрафы, руб.
На граждан На должностных лиц На юридических лиц
Привлечение иностранца к трудовой деятельности при отсутствии у него разрешения на работу или патента, если по закону они требуются, а также привлечение по профессии, не указанной в разрешении или в патенте, без получения специального разрешения, если оно требуется по закону От 2 000 до 5 000 руб. От 25 000 до 50 000 руб. От 250 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции о заключении или прекращении трудового договора или договора ГПХ с иностранцем в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения договора, если такое уведомление требуется по закону От 2 000 до 5 000 руб. От 35 000 до 50 000 руб. От 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Читайте также:  Продажа 1/2 доли земельного участка постороннему лицу

Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.

Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).

Прокурор разъясняет — Прокуратура г. Санкт-Петербург

В последние годы в Российской Федерации наметилась тенденция к применению различных мер воздействия, в первую очередь законодательных, направленных на борьбу с незаконной трудовой миграцией, на формирование правовых отношений между работодателями и иностранными работниками, легализацию в России иностранной рабочей силы.

В 2006 году в Кодекс РФ об административных правонарушениях была включена статья 18.

15, устанавливающая административную ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина или лица без гражданства, введены статьи, санкции которых предусматривают административную ответственность за нарушение правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах, несоблюдение установленных федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

  • В российском законодательстве незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства проявляется как:
  • 1) привлечение к труду иностранцев при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом;
  • 2) привлечение и использование иностранных работников без получения в установленном порядке разрешения на это, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом;
  • 3) неуведомление территориального органа Федеральной миграционной службы, центра занятости населения в соответствующем субъекте Федерации или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Под привлечением к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. Фактический допуск работника к работе при наличии осведомленности или поручения лица, наделенного полномочиями по найму работников или его представителя, является достаточным условием возникновения трудовых отношений.

В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в РФ двух и более иностранцев, административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в РФ в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Величина штрафов за незаконное привлечение иностранцев к трудовой деятельности напрямую зависит от количества работающих на предприятии «нелегалов», т.е. штраф, предусмотренный п.п.1, 2 ст. 18.15 КоАП РФ, надо умножить на их число.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства может на законном основании осуществлять лишь ту деятельность, которая указана в выданном ему разрешении на работу.

За незаконное привлечение к трудовой деятельности и использование иностранной рабочей силы Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафных санкций. Размер административного штрафа для физических лиц составляет от 2 до 5 тысяч рублей; для должностных лиц — от 25 до 50 тысяч рублей; для юридических лиц — 250 до 800 тысяч рублей.

За неуведомление перечисленных в части третьей статьи 18.15 КоАП РФ органов граждане могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 2 до 5 тысяч рублей; должностные лица — штрафа в размере от 35 до 50 тысяч рублей; юридические лица — штрафа в размере от 400 до 800 тысяч рублей.

Помимо штрафов, к работодателям может быть применена такая мера ответственности, как административное приостановление деятельности предприятия на срок до девяноста суток.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Не уведомили о приеме на работу иностранца

Прием на работу иностранного гражданина создает для работодателя определенные сложности. Это связано с тем, что государство защищает национальный рынок труда и контролирует миграционную обстановку.

Одна из таких проблем возникает, когда не уведомили о приеме на работу иностранца или не уведомили об увольнении иностранца.

Расскажем о том, что изменяется форма уведомления (несоблюдение формы — приравнивается к неподаче уведомления), расскажем про судебную практику отмены таких постановлений (штрафы там колоссальные).

Уведомление должно направляться в отношении любого иностранца. Неважно, имеет ли иностранец ВНЖ или РВП, относится ли к высококвалифицированным специалистам и т.д.

Сначала разберем, КАК ДОЛЖНО БЫТЬ сделано уведомление.

Каким правовым актом предусмотрена обязанность направить уведомление: п. 8 ст. 13 Закона от 2002 г. № 115-ФЗ о правах иностранцев.

  • Наш подкаст о том как избежать, отменить или снизить штраф ФМС  → 
  • Кто обязан направлять уведомление:

— работодатель, если принимает или увольняет иностранца по трудовому договору. Имейте в виду, что трудовой договор считается заключенным и в том случае, когда письменный документ не подписывается, но работник приступает к работе с ведома своего руководителя.

— заказчик работ/услуг, если заключает или расторгает договор подряда или договор оказания услуг.

Позиция Конституционного суда РФ: работодатели и заказчики не должны уведомлять миграционный отдел полиции о привлечении иностранца к работе, не обозначенной в трудовом соглашении (рассматривался случай, когда трудовой договор был заключен для выполнения работы водителем, но впоследствии иностранцу была дополнительно поручена работа продавца). Также не возникнет никаких негативных последствий, если не уведомили ФМС о том, что изменен адрес, по которому выполняется работа. Данные изменения – это не подписание и не расторжение трудового договора. Это внесение в него изменений. (Постановление КС РФ от 04.02.2020 № 7-П по жалобе гражданки А.А. Викторовой).

Куда необходимо направлять уведомление.

Отдел по миграции регионального управления МВД. Регион определяется в зависимости от того, где иностранец работает. Дело в том, что функции ФМС были переданы МВД и теперь надзор в сфере миграционного законодательства осуществляет именно МВД.

Уведомление может быть представлено непосредственно в канцелярию территориального МВД, направлено по почте заказным письмом с уведомлением и описью, а также представлено в электронной форме через Госуслуги, если у организации имеется усиленная квалифицированная подпись.

Что необходимо указать в уведомлении:

Уведомления подаются только по форме, которую утверждает МВД. В ней содержатся графы, которые необходимо правильно заполнить (без ошибок, зачеркиваний). Представление документов в иной форме, в том числе по устаревшим образцам, считается ненадлежащим уведомлением.

Обратите внимание, что С 01 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА уведомления направляются по новому образцу, утвержденному ПРИКАЗОМ МВД РОССИИ ОТ 30.07.2020 № 536.

КС: работодателя нельзя наказать за выполнение работником-иностранцем не предусмотренной трудовым договором работы

4 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 7-П по делу о проверке п. 1 примечаний к ст. 18.15 КоАП РФ, ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса и абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ.

В апреле 2017 г. предприниматель Александра Викторова приняла на работу в качестве водителя гражданина Республики Таджикистан по соответствующему трудовому договору.

О трудоустройстве нового работника ИП сообщила в Управление по вопросам миграции МВД по Чувашской Республике.

Спустя два года ряд правоохранительных органов обнаружил, что иностранец подрабатывал в торговом павильоне предпринимателя продавцом овощей и фруктов, но без оформления соответствующего трудового соглашения.

В связи с этим суд оштрафовал Александру Викторову на 200 тыс. руб. за совершение административного правонарушения по ч. 3 ст. 18.15 КоАП за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина.

Вышестоящие инстанции поддержали это решение – суды сочли, что каждый факт привлечения к труду иностранца предполагает обязанность работодателя уведомлять соответствующий территориальный орган в сфере внутренних дел, а неисполнение им этой обязанности приводит к административной ответственности.

В жалобе в Конституционный Суд предприниматель указала на несоответствие Основному Закону п. 1 примечаний к ст. 18.15 КоАП, ч. 2 ст. 67 Трудового кодекса и абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ.

По ее мнению, в системе действующего правового регулирования данные нормы обязывают работодателя, использующего труд иностранца, уведомлять соответствующий орган власти о каждом факте допуска работника к выполнению работ в какой-либо форме и (или) по адресу (месту), которые отличаются от указанных в ранее направленном уведомлении о заключении с этим гражданином трудового договора. Следовательно, они обязывают работодателя каждый раз заключать с иностранцем новый трудовой договор при отсутствии оснований для расторжения прежнего. Кроме того, они позволяют привлекать работодателя к административной ответственности за отсутствие указанных уведомлений при поручении работнику не предусмотренной его трудовым договором работы.

После изучения материалов жалобы КС признал недопустимой жалобу в части проверки примечания 1 к ст. 18.15 КоАП РФ, но принял к рассмотрению в остальном.

Читайте также:  Срок избрания председателя ТСЖ

Со ссылкой на Постановление ВС РФ от 14 июля 2010 г.

№ 25-АД10-6 высшая судебная инстанция напомнила про обязанность работодателя, использующего труд иностранца, уведомлять соответствующий орган госвласти, на территории которого трудится такой работник, даже если такой трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, но работник фактически приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. «По общему правилу, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором (ст. 60 ТК РФ), что соответствует общеправовому принципу стабильности договора. Однако в период действия трудового договора может возникнуть необходимость поручить работнику иную оплачиваемую работу у того же работодателя (работу по другой должности, профессии, специальности) и (или) изменить иные условия ранее заключенного с ним трудового договора. Такого рода необходимость может быть обусловлена как объективными факторами, не зависящими от воли сторон трудового договора, так и субъективными причинами», – отмечено в постановлении.

В то же время КС пояснил, что поручение иностранному гражданину работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, или работы по адресу, отличающемуся от указанного в трудовом договоре, предполагает лишь изменение его условий и осуществляется в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом.

КС добавил, что ТК РФ и Закон о правовом положении иностранцев в России не предусматривают обязанность работодателя уведомлять компетентный орган госвласти о любых изменениях условий трудового договора с иностранным гражданином, в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность. «Соответственно, бездействие работодателя, который привлек иностранного гражданина для осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора, однако впоследствии не уведомил территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о поручении такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, не может быть квалифицировано в качестве административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ», – отметил Суд. Иное означало бы расширительное толкование как обязанности работодателя, установленной законом в целях контроля за использованием иностранной рабочей силы, так и объективной стороны состава административного правонарушения, являющегося основанием для привлечения последнего к административной ответственности, по сравнению с тем, как она предусмотрена законом.

В связи с этим Конституционный Суд признал оспариваемые нормы ТК РФ и Закона о правовом положении иностранцев в России соответствующими Конституции и распорядился пересмотреть судебные акты в отношении заявительницы.

Адвокат КА г. Москвы «Малик и Партнеры», член Сети «Миграция и Право» ПЦ «Мемориал» Илларион Васильев назвал постановление Конституционного Суда «первой ласточкой» к пересмотру весьма распространенной практики привлечения за неправомерное использование труда иностранцев по ст. 18.15 КоАП РФ.

Он пояснил, что ранее миграционные органы и суды самостоятельно определяли наличие трудовых отношений без трудовых договоров и иных правоустанавливающих трудовые отношения документов, а также без учета мнений лиц, привлекаемых к административной ответственности, только на основании факта обнаружения мигранта на производственной территории.

Адвокат поделился случаями привлечения лиц к административной ответственности из собственной практики, когда рабочие маляры занимались разгрузкой привезенного им материала, а повар принес заказ посетителю кафе.

«Обычно административной ответственности работодателя предшествует административная ответственность работника – иностранного гражданина. Постановление о его наказании по ст. 18.10 КоАП используется как административная преюдиция при наказании самого работодателя, что делает его “легкой добычей” миграционных служб.

Кроме того, штрафные санкции по ст. 18.15, ч. 3, КоАП РФ в отношении юрлиц колеблются от 200 до 400 тыс. руб., что делает эту “добычу” еще и “лакомой”. Теперь же Конституционный Суд РФ, с одной стороны, не признает неконституционными содержание ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Но, с другой стороны, дает нормативное толкование существующей правовой неопределенности, которая отныне не позволяет применять ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в вышеуказанном ключе», – пояснил Илларион Васильев.

Старший юрист корпоративной и арбитражной практики АБ «Качкин и Партнеры» Ольга Дученко согласилась, что суды при рассмотрении споров, связанных с незаконным привлечением к трудовой деятельности иностранцев, как правило, не только проявляют излишний формализм, но и толкуют обязанности работодателя расширительно. Из-за этого малейшая оплошность компании может привести к штрафам на значительные суммы: «Тем не менее в комментируемом споре работодателю удалось отстоять свои права».

Эксперт полагает, что Конституционный Суд пришел к совершенно обоснованным выводам о том, что при установлении ответственности за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы законодатель не может не учитывать положения законодательства о труде, в том числе нормы, определяющие порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений. «Поручение иностранцу, с которым уже заключен трудовой договор, работы у того же работодателя, не предусмотренной трудовым договором и отличной от той, что была указана в уведомлении о его заключении, или работы по адресу, отличающемуся от указанного в трудовом договоре, предполагает лишь изменение условий трудового договора, а не заключение нового и тем более не прекращение старого договора. В законе не установлено обязанности уведомлять о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора с иностранцем», – отметила Ольга Дученко. В связи с этим она выразила надежду, что правовая позиция КС найдет свое отражение в правоприменительной и судебной практике.

Партнер юридической компании Law & Commerce Offer Виктория Соловьёва поддержала выводы Суда. «Буквальное толкование абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона о правовом положении иностранцев в РФ возлагает обязанность уведомлять лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином», – отметила она.

При этом, по словам эксперта, несмотря на разъяснения Суда об отсутствии необходимости уведомления об изменении условий труда, необходимо понимать, что существуют ограничения на изменение отдельных условий трудовых договоров с лицами, не имеющими российского гражданства.

«Даже если работодатель с согласия работника меняет его трудовую функцию, переводит на работу в другую местность вместе с работодателем, то его могут привлечь к административной ответственности, но не по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (как в данном случае), а по ч.

1 данной статьи», – указала Виктория Соловьёва.

Директор КА «Презумпция» Филипп Шишов полагает, что постановление КС лишний раз иллюстрирует достаточно громоздкий и сложный механизм обжалования в Конституционном Суде РФ, которое является фактически последним шансом на справедливость, в том числе по делам об административных правонарушениях.

«КС РФ фактически прокомментировал действующее законодательство и незаконность правоприменительной практики по конкретному делу об административном правонарушении, когда работодатель был привлечен к ответственности за неуведомление о труде иностранного работника, хотя такое уведомление было совершено им. Суды, к несчастью, не встали на сторону работодателя и признали его виновным. Между тем разъяснения по спорным ситуациям и особенности правоприменительной практики являются функцией Пленума Верховного Суда РФ, на котором лежит функция обеспечения единообразия судебной практики по аналогичным делам. Конституционный Суд РФ, по сути, согласился с тем, что иное толкование норм КоАП РФ привело бы к излишней “забюрократизированности” учета и порядка привлечения иностранной рабочей силы», – полагает эксперт.

Административная ответственность за нарушения миграционного и трудового законодательства в отношении мигрантов, иностранных граждан и лиц без гражданства

Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства

  1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

  1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, —
Читайте также:  Публикация персональных данных на сайте

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

  1. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

  1. Нарушения, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

  1. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Примечания:

  1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
  2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Статья 18.16. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)

  1. Нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), выразившееся в предоставлении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства, либо иным юридическим лицом или его должностным лицом, либо иным лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно привлекаемым к трудовой деятельности, осуществляемой на торговом объекте (в том числе в торговом комплексе), либо в выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства, незаконно осуществляющим указанную деятельность, разрешения на ее осуществление или в допуске в иной форме к осуществлению указанной деятельности, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

  1. Предоставление лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическим лицом, его филиалом или представительством, управляющими торговым объектом (в том числе торговым комплексом), либо должностным лицом указанных юридического лица, филиала или представительства торгового места на территории торгового объекта (в том числе торгового комплекса), производственного, складского, торгового, служебного, подсобного или иного помещения другому юридическому лицу или другому лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые не имеют разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но фактически используют труд иностранных работников либо которые привлекают к трудовой деятельности иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих разрешения на работу или патента, если такое разрешение или такой патент требуются в соответствии с федеральным законом,

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

  1. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Примечание.

В случае нарушения правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, предусмотренная частями 1 и 3 настоящей статьи, наступает за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.

Статья 18.17. Несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности

  1. Несоблюдение работодателем или заказчиком работ (услуг) установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

  1. Несоблюдение иностранным гражданином или лицом без гражданства установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

  1. Несоблюдение иностранным юридическим лицом, его филиалом или представительством установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности —

влечет наложение административного штрафа в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Статья 19.27. Представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета

  1. Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений либо подложных документов иностранным гражданином или лицом без гражданства, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

  1. Представление при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей.

  1. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Административно-правовой отдел администрации МО «Озерский городской округ»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *