Правила использования беспилотного летательного аппарата

Правила использования беспилотного летательного аппарата

Одна из важных тем — закон о беспилотных летательных аппаратах в России. Что нам ожидать, где и как регистрировать и что нам грозит за нарушение?

На этой странице собрана максимально актуальная информация о законе и его поправках, а также, регулярно отправляются запросы в МинТранс для актуализации информации.

Весной 2019 года Д.А.Медведев подписал закон о необходимости регистрации дронов массой от 250 грамм до 30 кг, а также появилась информация (на оф.сайте, ссылка в статье) о поправке, по которой нам спокойно разрешат летать на высоте до 150 метров и вдали от людей — на расстоянии от 50 метров. И разрешили.

Минимальную взлетную массу снизили до 150 грамм 19 марта 2022, об этом читайте ниже!

С 29 декабря 2020 владельцы беспилотных гражданских воздушных судов могут получить услугу по учету беспилотных воздушных судов  в электронной форме с использованием Единого портала государственных услуг  или Портала учета беспилотных воздушных судов. Подробнее читайте ниже.

Законопроект все же приняли (его подписал Д.А.Медведев, ссылка на документ в оранжевом блоке ниже), позже (3 февраля 2020 о ней ниже) была принята поправка, которая разрешила нам с вами летать на высотах до 150 метров. Приведу для вас статью в качестве справки с сайта https://rg.ru

Правила использования беспилотного летательного аппаратаБеспилотные летательные аппараты смогут совершать полеты на высоте до 150 метров без получения разрешения в Единой системе организации воздушного движения. Об этом говорится в проекте постановления Минтранса, размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Правда, если полеты над какой-то территорией запрещены или ограничены, то и беспилотникам там летать будет нельзя.

Ответственность за предотвращение столкновений беспилотников с пилотируемыми воздушными судами и другими объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле возлагается на внешнего пилота, подчеркивается в документе.

В январе в Госдуму был внесен законопроект, совершенствующий регулирование использования беспилотных воздушных судов и уточняющий полномочия правоохранительных органов в данном вопросе.

Так, полиции предлагается предоставить право «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение беспилотных судов в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими».

Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, Федеральную службу охраны и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий», сказано в законопроекте.

По словам главы Комитета по безопасности и противодействию коррупции Госдумы Василия Пискарева, любые беспилотные летательные аппараты весом от 250 граммов подлежат учету, а о планируемом полете, его месте и времени необходимо уведомлять соответствующие органы. «Человек, который просто купил в интернете дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, за это предусмотрен административный штраф», — поясняет депутат.

Василий Пискарев добавляет, что в основном сейчас использование беспилотников регулируется подзаконными актами. Так, в Москве использование без разрешения беспилотников — коптеров, дронов, авиамоделей и других — в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом министерства транспорта.

Пискарев напоминает, что за последние годы число нарушений закона с использованием беспилотников выросло вдвое.

Было несколько случаев, когда дроны приближались к авиационной технике во время военных парадов и их репетиций — так было в Екатеринбурге и в Хабаровске. Лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения.

В 2016 году из-за очень низко летящего дрона чуть не пострадали дети — школьники, приехавшие на экскурсию на Куликово поле.

«Очевидно, что дополнительные меры регулирования здесь необходимы, и наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы обеспечить безопасность граждан»,- считает Пискарев. Но пока законопроект не дошел до первого чтения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2022 № 415 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 658»

Правительство внесло изменения в законопроект, теперь минимальная взлетная масса дрона, который необходимо ставить на учет, должна быть не более 0.15 кг или 150 грамм. Напомним, ранее вес начинался с 250 грамм до 30 кг. Дроны, весом от 250 грамм до 30 кг необходимо ставить на учет на основании закона!

Ссылка на официальный интернет-портал правовой информации: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203210034 с публикацией данного постановления.

Начиная с 19 марта 2022, у граждан и владельцев дронов с массой более 150 грамм, есть 60 дней, чтобы поставить свой аппарат на учет. Ссылка на официальный сайт и инструкция как это сделать, находится ниже.

Так что, теперь всем владельцам съемочных дронов (например, DJI mini, как самый популярный такого веса) и даже некоторых TinyWhoop придется регистрироваться на официальном сайте и ставить свои дроны на учет. Производители тут уже навряд ли смогут подстроиться, так как у версий 249 грамм и так урезали все, что можно.

В остальном ничего не меняется и соответствует тому, что написано ниже этого предложения.

Поправки в закон о БПЛА от 3 февраля 2020 года — в Федеральные правила использования воздушного пространства РФ

Наконец-то дождались поправку, которая по факту разрешает летать на квадрокоптерах и других авиамоделях без подачи плана на полеты, при этом на высотах не более 150 метров. За оперативную новость спасибо нашему читателю!

Текстовая выдержка

Пункт 52 изложить в следующей редакции:

«52. Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на Использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным воздушным судном осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотных воздушных судов.».

  • Дополнить пунктом 52 следующего содержания:
  • «52. Положения пункта 52 настоящих Правил не применяются в случае выполнения визуальных полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой до 30 кг, осуществляемых в пределах прямой видимости в светлое время суток на высотах менее 150 метров от земной или водной поверхности:
  • а) вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;

б) на удалении не менее 5 КМ от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.».

Кратко, что теперь можно:

  • Летать на высотах не более 150 метров;
  • Не надо подавать план полета и согласовывать полет, если ваша авиамодель весит менее 30 кг.

Регистрировать авиамодель с взлетной массой более 250 грамм и до 30 кг все также нужно!

Что нельзя:

  • Нельзя летать в диспетчерских зонах, в близи аэропортов и диспетчерских зон, охранных зонах;
  • Нельзя летать над массовыми мероприятиями (митинги, соревнования, демонстрации, концерты и прочие культурные мероприятия.

Официальная ссылка на поправку: http://publication.pravo.gov.ru

Получение разрешения на полеты БПЛА через МФЦ (обновление от 5.04.2021)

В регионах (в районах) уже начали подписывать соглашения с Администрациями муниципальных образований по услуге:

«Выдача разрешения на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных воздушных судов (за исключением полетов беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой менее 0,25 кг), подъемов привязанных аэростатов над населенными пунктами, а также посадку (взлет) на расположенные в границах населенных пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации».

Это значит, что теперь можно будет получать разрешения на полеты через МФЦ, которые есть практически в каждом муниципальном образовании любого региона.

Срок предоставления услуги составляет 20 рабочих дней с даты поступления заявления в Администрацию района. Это значит, что вам нужно заранее подавать заявление, если хотите летать легально, но практика показывает, что заявления отрабатываются гораздо быстрее.

Вот так будет выглядеть (примерно) бланк заявления в МФЦ:

Правила использования беспилотного летательного аппарата Правила использования беспилотного летательного аппарата

Обновление от 19.02.2021 — Пришел ответ от МинТранса!

Краткое и и на понятном языке объяснение:

Теперь наши беспилотники нужно не регистрировать, а ставить на учет, а самое главное, это делается через госуслуги или Портал учета беспилотных воздушных судов через интернет! Поэтому, удалили большой раздел с инструкцией по регистрации квадрокоптера за прошлые года, потому что власть очень сильно упростила эту процедуру.

Ссылки для постановки на учет

В ответе также сказано, что план полета (помню, для БВС от 30 кг) можно подать через интернет, но как это сделать не очень понятно, также нет никакой ссылки на такую форму. Если вы знаете куда можно направить план полета онлайн, пишите в х.

Читайте также:  Обязан ли ИП указывать в договорах адрес места жительства?

Уважаемый ***** **********!

Разрешение на полет дрона в 2022-м

Правила использования беспилотного летательного аппарата

Законодательство в отношении дронов активно меняется, большинство информации в сети устарело или просто ошибочно. Зачастую даже органы занимающиеся оформлением разрешений плохо понимают текущие регламенты.

В этой статье я постараюсь ответить на самые распространенные вопросы. Статья актуальна на начало 2022 года, вероятно, в будущем всё не раз поменяется.

Нужно ли регистрировать дроны?

Если у вас дрон весом больше 150 грамм — его нужно зарегистрировать (а точнее — поставить на учет). Сделать это можно через госуслуги. Процедура работающая, занимает примерно 3-5 дней. Нужно прислать номер дрона (для самосборного — придумать самому) и его фото.

В итоге вы получите учётный номер. Его надо нанести на дрон (подписать маркером / приклеить наклейку).

Постановка на учёт дрона регулируется постановлением правительства РФ от 25 мая 2019 года № 658.

Нужно ли получать разрешение на использование воздушного пространства?

Не нужно при следующих условиях

Если вы летаете на высотах до 150 метров от земли, в светлое время суток, вне запретных / диспетчерских зон — разрешение на использование воздушного пространства получать не нужно.

Запретные / диспетчерские зоны можно посмотреть к примеру на сайте fpln.ru.

Для этого — включите в фильтрах отображение зон. Затем нажмите на нужную точку на карте. Если зоны начинаются от самой земли — значит там нельзя летать. Если зон нету, или они начинаются с высоты более чем 150 метров — значит там можно летать 

Регламентировано постановлением российской федерации от 3 февраля 2020 года, №74.

Нужно в остальных случаях

Если вы хотите подниматься более чем на 150 метров или летать в запретных зонах — нужно устанавливать временный режим.

Установка временного режима — это способ получить часть воздушного пространство в единоличное пользование. Тот кто установил временный режим — пользуется пространством, а остальные (включая самолеты и другие БПЛА) туда залетать не могут.

На практике рядом с Москвой выдают разрешение примерно до 400 метров, выше 400 метров в принципе тоже выдают, но вначале требуют разрешение от Минобороны на ведение фотосъемок. Если летать подальше от крупных городов — получить разрешение на любую высоту обычно не составляет проблем.

Для установки временного режима — нужно найти контакты ближайшего центра ЕС ОрВД (они отвечают за использование воздушного пространства), позвонить им, узнать куда посылать заявки на установку временного режима (как правило это e-mail), затем правильно оформить заявку и отправить им.

Либо можно воспользоваться онлайн-заявкой и подать запрос через официальный портал sppi.ivprf.ru («Районы ограничений» → «Создать представление», выбрать точку на карте, указать учетные данные дрона и разрешение от администрации). Работает в тестовом режиме, в случае каких-либо проблем можно обращаться в чат.

Они активно помогают с оформлением заявок, из особенностей которые следуют знать:

  • Заявка подается на конкретные дни. Можно указать 3 основных дня и 3 резервных, итого 6 дней
  • Координаты необходимо указывать не в десятичном формате, принятом в онлайн картах, а в градусах / минутах / секундах (можете воспользоваться онлайн конвертером)
  • Пример заявки можете посмотреть здесь.
  • Предыдущая статья, в которой развернута тема установки временного режима.
  • Регламентировано документом: Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (минтранс).

Нужна ли страховка?

Если планируете летать легально в населенных пунктах — нужна. Без неё вам не получить разрешение местной администрации.

Сейчас уже много страховых компаний оформляют страховки на дроны. Стоимость ущерба можете прикинуть и выбрать самостоятельно. На практике чтобы нанести хотя бы средние повреждения надо очень сильно постараться (то есть явно разогнаться до 100-150 км/ч и направить дрон на объект). Случайные падения небольшого дрона в большинстве случаев ничего никому не повредят.

Нужно ли получать разрешение городской администрации?

Если вы летаете вне границ населенного пункта — разрешения администрации получать не нужно. Во всех остальных случаях — разрешение нужно, независимо от веса дрона.

Чтобы получить разрешение — нужно подать заявление с указанием мест где планируете летать. К заявлению прикрепить копию документа о регистрации дрона, копию страховки и копию паспорта.

Регламентировано документом: Порядок использования воздушного пространства РФ беспилотными воздушными судами (минтранс).

Москва

Заявку нужно подавать в бумажном виде, в «департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города Москвы». Можно либо почтой направить документы, либо заехать к ним и оставить на проходной в специальном ящике (к ним самим пройти не пускают).

  1. Разрешение оформляется в течение 2-х месяцев, сроком на 1 год (скорее всего будет 1-2 формальных правки, но в итоге всё оформят).
  2. Из подводных камней — у меня запрашивали свидетельство пилота, которое на самом деле оказалось не нужным, вместо него я получил разъяснение из росавиации (ниже будет про это пункт).
  3. Шаблон запроса и информация доступны на их сайте.
  4. Особенности заполнения:
  • Нужна одна большая заявка со всеми местами полётов, сроком на год. 
  • Места оформить в виде указания кадастровых номеров а также снимков карты с обведенными районами полётов. Координаты они не принимают, можете их не указывать.

Подмосковье

Для подмосковья заявление нужно подавать онлайн через uslugi.mosreg.ru — просто заполняете форму прямо на сайте.

Разрешение оформляют в течение недели (возможно и быстрее). Срок действия разрешения — один месяц (то есть оформлять разрешение на каждый полёт не нужно, можно сразу указать все места где хотите летать и летать там в течение месяца в любую дату).

В 2021-м там были доступны не все подмосковные города, в недоступные можно подавать по инструкции ниже.

Другие города

Оформляются по аналогии с Москвой, только подавать зачастую сильно проще (у меня по электронной почте всё принимали и давали ответ). Шаблон точно такой же как и для Москвы (только получателем указывайте администрацию вашего города). Вот пример заявления. Прежде чем посылать — позвоните в администрацию вашего города (в отдел безопасности) и уточните правильный адрес.

Нужно ли получать свидетельство пилота?

В настоящий момент — лицензия пилота для управления БПЛА не требуется. Любые требования любых органов на наличие каких-либо сертификатов — не законны. 

Любые школы которые готовят / учат пилотов дронов (коптеров) и выдают сертификаты — выдают вам бумажку которая не имеет никакой юридически значимой силы.

В настоящий момент вы можете управлять любыми дронами, заниматься коммерческой деятельностью и подобным без каких-либо сертификатов и обучений.

На момент написание статьи — ничем не регламентировано. Вот официальное разъяснение от минтранса и росавиации в ответ на мой запрос.

Нужно ли получать разрешение на съемку от минобороны?

Если вы ведете съемку — то нужно (независимо от высоты / размеров дрона). Если просто летаете ничего не снимая — то не нужно.

Для Москвы — разрешение от Минобороны за вас получит “департамент безопасности и противодействия борьбе с коррупции города москвы”, дополнительно ничего оформлять не нужно.

Для остальных мест — нужно звонить в Минобороны, узнавать контакты ближайшего отдела который занимается выдачей разрешений и направлять туда запрос в бумажном виде.

Это тот пункт на который обычно забивают вообще все. Если вы не снимаете дачу коррупционера или готовящееся вторжение — вы никому не интересны.

Более детально текущее законодательство разбирается в этом видео — если вкратце — физическим лицам на сегодняшний день получить разрешения на видеосъемку с дрона вообще не возможно. Вот разъяснения различных органов в ответ на запросы.

Выводы

  • Процесс по прежнему забюрократизирован, но с учетом изменений 2020-го года всё стало проще.
  • Летать легально (ну почти) можно, и не сильно напряжно — согласовывать каждый вылет уже не надо.
  • Если вы летаете в парках или не сильно людных местах — вы никому не нужны.

Но если вы находитесь в центре города и хотите летать без опасения получить штраф (в районе 30 000 р.

) — лучше получить все необходимые разрешения.

Что нужно знать о российских законах перед покупкой дрона — Журнал Ситилинк

С дроном летают ради развлечения, на него снимают селфи в отпуске, любительские и коммерческие видео. Например, ход стройки жилого дома или рекламу отеля. И если делать это неправильно, можно получить проблемы с законом. Как их избежать, рассказал генеральный директор Ассоциации «АэроНекст» Глеб Бабинцев.

Какие дроны нужно регистрировать?

Независимо от типа — мультироторные, вертолетные или самолетные — Российское законодательство разделяет беспилотники на две категории по максимальной взлетной массе: от 250 г, до 30 кг и более 30 кг.

Читайте также:  Может ли новый собственник выписать несовершеннолетних детей из квартиры, где они проживают

Правила использования беспилотного летательного аппарата

До 250 г. Эти дроны не требуют регистрации, но ограничения на полеты всё же есть, о них расскажем дальше. На таких дронах летают над дачей или бухтой, снимают виды и кадры для своего YouTube-канала.

Примеры моделей: DJI Mini 2 весом 249 г, Syma X5C — 108 г.

От 250 г до 30 кг. Согласно пункту 12 Постановления Правительства от 25.05.2019 № 658, такое устройство необходимо поставить на учет в Росавиации в течение 10 рабочих дней после покупки. Подробно процедура регистрации описана на сайте ведомства в разделе «Учет БВС». Зарегистрировать беспилотник можно на Госуслугах или на сайте Федерального агентства воздушного транспорта.

Как правило, такие модели стоят дорого и используются для коммерческой съемки или соревнований. Например, DJI AIR 2S весит уже 595 г, а DJI FPV — 795 г.

От 30 кг. Такие беспилотники, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, должны проходить государственную регистрацию, после которой они попадают в реестр гражданских воздушных судов вместе самолетами, вертолетами, автожирами, воздушными шарами и другими летательными аппаратами.

Кроме свидетельства о регистрации, перед полетом придется получить разрешение на использование воздушного пространства, полис страхования гражданской ответственности, сертификат летной годности и свидетельство внешнего пилота.

Например, в реестре есть октокоптер DJI Agras T16 и похожий на небольшой вертолет Горизонт Эйр S-100.

Что будет, если не поставить беспилотник на учет?

За полет на незарегистрированном дроне грозит штраф в размере 2–2,5 тысячи рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года, согласно пункту 5 статьи 11.5 КоАП. Если дрон будет просто лежать дома без регистрации, вас не оштрафуют.

Какие есть ограничения на полеты?

Они прописаны в статьях 52.1 и 109 «Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».

Согласно статье 52.1, дроны массой до 30 кг могут свободно летать в светлое время суток на высоте до 150 м, при условии, что их видно невооруженным глазом:

  • Вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований. И охранных мероприятий, которые проводятся по ФЗ «О государственной охране».
  • Не ближе 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

Чтобы летать ночью, выше 150 метров и вне визуального контакта, вам потребуется разрешение (статья 109). Его выдает Единая система организации воздушного движения. Для получения разрешения нужно составить план полета. Его содержание устанавливает «Табель сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации».

Где точно нельзя летать?

Чтобы разобраться, как появляются запретные зоны, зоны ограничения полетов и прочие зоны, в которых летать нельзя, ознакомьтесь с рекомендациями Росавиации. Или зайдите на сайт для предоставления полетных планов и вбейте координаты — сервис покажет, если летать над территорией нельзя.

За полеты без разрешения или в запретных зонах грозит штраф согласно статье 11.4 КоАП: 20–50 тысяч рублей для обычного человека и 250–300 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток для компаний.

Еще вы можете лишиться дрона. В соответствии с Федеральным законом от 2.12.2019 № 404-ФЗ, сотрудники силовых ведомств могут перехватить частоты для управления дроном, посадить его и даже уничтожить. Это может произойти рядом с тюрьмами и СИЗО, или если беспилотник мешает проведению следственных действий, или угрожает жизни, здоровью и имуществу.

Если дрон нанесет тяжкий вред здоровью или приведет к смерти человека, нарушителю грозит лишение свободы на срок до пяти лет (статья 271.1 УК РФ).

Что нужно знать о полетах в городе?

Как новый закон меняет правила использования беспилотников

Государственная
Дума приняла в третьем чтении изменения в законодательство в части
предотвращения использования беспилотных воздушных судов в противоправных
целях. Закон был инициирован группой депутатов ГД во главе с Председателем
профильного Комитета по безопасности и противодействию
коррупции Василием Пискаревым.

Что такое
беспилотник, квадрокоптер или дрон?

Всоответствии
с пунктом 5 статьи 32 Воздушного кодекса Российской Федерации,
любой дрон, коптер или авиамодель считается беспилотным воздушным судном (БВС),
а тот, кто управляет им — внешним пилотом.

Кроме того, в соответствии с Воздушным кодексом РФ (ст. 33) любые «беспилотные гражданские воздушные
суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг,
ввезенные в РФ или произведенные в РФ, подлежат учету».

Заявление о постановке на учет принимает Федеральное
агентство воздушного транспорта (Росавиация). Его можно отправлять «Почтой
России» или через Единый портал госуслуг.

В свою очередь, для осуществления полета необходимо получить
разрешение на использование воздушного пространства (ИВП), которое выдает Зональный центр Единой системы организации
воздушного движения (ОрВД), и полис страхования гражданской
ответственности. Большие дроны, весом более 30 кг, подлежат обязательной
регистрации. Кроме того, для управления ими необходимо получить сертификат
летной годности и свидетельство внешнего пилота.

Какая ответственность грозит за нелегальный запуск дрона?

За нелегальный запуск беспилотного воздушного судна Кодекс об административных правонарушениях (ст. 11.4) предусматривает штрафы:
для физических лиц они составляют до 50 тыс. рублей, а для юридических — до 300 тыс. рублей.

За причинение в результате несанкционированного полета беспилотника по неосторожности легкого либо средней тяжести вреда здоровью предусмотрен штраф: для
физических лиц до 2,5 тыс. рублей, для юридических – до 100 тыс.
рублей.

Если же полет беспилотника повлек по неосторожности причинение тяжкого вреда
здоровью или смерть человека, то наступает уже уголовная ответственность.

За причинение смерти по неосторожности Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание
в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Кроме того,
нелегальные полеты и съемка секретных объектов могут грозить уголовным наказанием за шпионаж или незаконное получение информации,
составляющей гостайну.

Можно ли
запустить беспилотник там, где хочется?

Для проведения полетов над населенными
пунктами необходимо получить разрешение от органов местного самоуправления,
после чего за сутки до предполагаемого полета подать представление на установление режима полета в зональный
центр по организации воздушного движения, а за два часа связаться с диспетчером и сообщить ему о полете.

При этом на полеты коптеров и дронов над городами
федерального значения, в том числе над Москвой, нужно получить разрешение от органов исполнительной власти.

При
этом есть целый перечень мест, над которыми полеты БВС категорически запрещены, — это, например, аэропорты, опасные производства, стратегические
государственные, военные объекты и другие специальные зоны. А для полетов над
территорией различных организаций необходимо, в свою очередь, получить
разрешение у их собственников.

Что изменили
в законодательстве новые поправки?

«В правилах регистрации, учета и использования, а также в мерах ответственности за их нарушение — ничего, они остаются прежними», — поясняет Василий Пискарев. Новый закон
уточняет лишь полномочия правоохранительных органов и силовых структур в части
пресечения нелегальных полетов БВС, когда те могут угрожать безопасности
граждан. 

Речи о том, что закон может, например, помешать съемкам спортивных состязаний или концертов, в нем нет — если эти съемки осуществляются при необходимости всех разрешений.

Закон уточняет полномочия шести служб — ФСИН, МВД, Росгвардии, ФСБ,
Службы внешней разведки и ФСО.

Они смогут пресекать нахождение беспилотных воздушных судов
в воздушном пространстве в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан,
обеспечения проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий, в том числе посредством подавления или
преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными
судами, а также повреждения или уничтожения таких судов. В свою очередь,
полиция также сможет пресекать полеты нелегальных дронов над местом проведения
публичного, массового мероприятия и прилегающей к нему территории в период его
проведения.

Почему это необходимо?

Дроны становятся все доступнее для граждан, но и угроза
применения беспилотников для совершения каких‑либо противоправных действий и преступлений, в том числе террористической направленности, возрастает.

Закон позволит защитить граждан от нелегальных дронов при проведении концертов, фестивалей, спортивных состязаний и других культурно-массовых мероприятий, при обеспечении безопасности на объектах энергетической и транспортной инфраструктуры (электростанции, аэропорты, вокзалы и т. д.

), а также в местах проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий.

Только в прошлом году, по официальным данным Росгвардии, было
пресечено 16 попыток нелегальных пролетов беспилотников над важными
государственными объектами, находящимися под охраной войск национальной гвардии.

МЧС России также фиксирует участившиеся небезопасные полеты беспилотников, когда возникает реальная угроза для жизни и здоровья людей, отметил Василий Пискарев. 

«Об этом свидетельствуют, например, недавние сообщения МЧС России из зоны действия чрезвычайной ситуации в Иркутской области. Экипажи вертолетов МЧС и Минобороны, участвующих в спасении людей, неоднократно сообщали об опасных сближениях с беспилотными летательными аппаратами, запущенными без разрешения на полет. К счастью, такие полеты не привели к трагическим последствиям», — сказал он.

Разъяснения начальника УГАН НОТБ УФО Ространснадзора по использованию БВС — беспилотных воздушных систем (БПЛА/БГВС/БЛА/дрона)

  • Каждый владелец БВС с максимальной взлётной массой от 150 грамм до 30 килограмм должен поставить на учет  его путём подачи заявления в  Федеральное агентство воздушного транспорта (далее — ФАВТ)
  • 19 марта 2022 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2022 года N 415 внесены изменения в постановление Правительства РФ № 658 от 25 мая 2019 г.
  • Теперь минимальная масса БВС, подлежащего учету, составляет 150 г (в тексте предыдущей редакции нижний порог был 250 г).
  • Максимальный вес остался без изменений — 30 кг.
  • Владельцы БВС, не подлежавших учету ранее, обязаны пройти процедуру в течение 60 дней (постановление начало действовать 29 марта — от этой даты идет отсчет).
Читайте также:  Проведение электропровода через участок без согласия собственника

Если Вы приобрели БВС после 19 марта, то Вам, согласно Правилам, дается 10 дней для регистрации беспилотника. Срок отсчитывается с момента покупки товара или его ввоза на территорию России.

Способы постановки на учет в ФАВТ:

Предоставить заявление в  ФАВТ  можно несколькими способами:

  1. Самостоятельно или через курьерскую службу
  2. Почтовое отправление

Кому: Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Куда: 125167, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2 (на конверте сделать отметку «Учет БВС».

  1. Портал Госуслуг
  2. Портала учёта БВС
  1. При регистрации нужно указать информацию о беспилотном летательном аппарате и его характеристиках:
  2. -тип беспилотного воздушного судна (наименование, присвоенное изготовителем);
  3. -серийный (идентификационный) номер беспилотного воздушного судна (при наличии);
  4. -количество установленных на беспилотном воздушном судне двигателей и их вид (электрический двигатель, газотурбинный двигатель, двигатель внутреннего сгорания);
  5. — максимальная взлетная масса беспилотного воздушного судна;
  6. — фотография БВС.
  7. Что касается личных данных, то их перечень зависит от того, в качестве какого субъекта вы выступаете.

 Вы — юридическое лицо. Нужно указать полное наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, адрес и место нахождения.

  • Вы — индивидуальный предприниматель. Нужно указать фамилию, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, адрес места жительства.
  • Вы — физическое лицо. Нужно указать фамилию, имя, отчество (при наличии), дату и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета, номер, серию и дату выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства.

Также каждому субъекту необходимо предоставить номер телефона и адрес электронной почты.

Если беспилотник приобретен за пределами России, также понадобится документ, подтверждающий покупку. Поэтому советуем не выбрасывать чек при покупке или зафиксировать любым доступным способов факт покупки.

Статьей 11.5 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за управление БВС, не поставленным на государственный учет и (или) не прошедшим государственной регистрации.

Регистрация может быть прекращена в ряде случаев:

  • беспилотный летательный аппарат вывезен за пределы страны;
  • в связи с утерей комплектующих дрона;
  • при переходе права собственности на устройство;
  • при выявлении нарушения процедуры регистрации.

БВС весом до 30 кг: модели необходимо поставить на учет, но с Вас не будут спрашивать полетный план и разрешение на использование воздушного пространства при соблюдении следующих требований:

  • полет должен выполняться в пределах прямой видимости и в светлое время суток;
  • высота полета должна быть менее 150 метров от поверхности земли или воды.
  • полет выполняется вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий;
  • полет выполняется на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.

БВС весом более 30 кг: модели приравниваются к обычным ВС и подлежат государственной регистрации ФАВТ как гражданские воздушные суда, а для управления ими нужно иметь свидетельство внешнего пилота и необходимо получить сертификат летной годности.

Правила полета для БВС, которые не следует нарушать без разрешения органов ОрВД.

  • Не поднимать БВС выше 150 метров;
  • Не летать в темное время суток или в отсутствии прямой видимости БВС;
  • Не летать вблизи аэропортов и посадочных площадок;
  • Не летать над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий.
  • Не летать над военными частями, стратегическими объектами, вблизи административных зданий;
  • Не летать над частными владениями без разрешения собственника;
  • Не летать там, где это запрещено законом. (сервис Полетные планы https://fpln.ru).

Использование воздушного пространства:

Постановлением Правительства № 138 от 11.03.2010 утверждены Федеральные правила использования воздушного пространства РФ. В соответствии с п.

52, 52_1, 109 настоящих Федеральных правил, (внешний пилот) владелец БВС с максимальной взлетной массой 250 гр.

и более  обязан подать план полета в ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и получить разрешение на использование воздушного пространства в случае, если полет запланирован при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

  • — отсутствие бесприборного визуального контакта;
  • — темное время суток;
  • — высота полета 150 м и более от земной и водной поверхности;
  • — полет в диспетчерской зоне аэродрома гражданской авиации, в районе аэродрома (вертодрома) государственной и экспериментальной авиации, в запретной зоне, зоне ограничения полетов, специальной зоне, в воздушном пространстве над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»;
  • — полет на расстоянии менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
  • Полеты в черте города

В соответствии с п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ, утвержденных  Постановлением Правительства № 138 от 11.03.2010 полеты над населенными пунктами разрешены только при наличии у владельцев БВС весом 250 гр. и более разрешения от соответствующего орган местного самоуправления.

В обязательном порядке необходимо обращать внимание на наличие в населенном пункте запретных зон и зон ограничения полетов, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований и охранных мероприятий.

Граждане, допустившие нарушение правил использования воздушного пространства, подлежат административному наказанию в соответствии со статьей 11.4 КоАП РФ.

  1. Авиационные работы.
  2. Если Вы планируете использовать БВС для выполнения авиационных работ, то Вы или принимаемые/привлекаемые для выполнения таких работ лица, должны быть из числа авиационного персонала, прошедшего обучение (подготовку) по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере гражданской авиации и  отвечать следующим требованиям:
  3. — владеть воздушным судном на праве собственности или ином законном основании;
  4. — оборудовать воздушное судно для выполнения заявленных видов авиационных работ;
  5. — организовать подготовку и контроль квалификации принятых (привлеченных) на работу специалистов, включая лиц из числа авиационного персонала, а также исполнение работниками нормативных правовых актов, регулирующих выполнение авиационных работ, и иных правил и процедур, установленных воздушным законодательством Российской Федерации, необходимых для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а также государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, и государства регистрации (учета) воздушного судна;
  6. — обеспечить обязательные виды страхования, предусмотренные статьями 131, 132 и 135 Воздушного кодекса Российской Федерации;
  7. — разработать и утвердить руководство по производству полетов  на основании требований федеральных авиационных правил, утвержденных в соответствии с пунктом 2 статьи 114 Воздушного кодекса Российской Федерации, и должен контролировать его выполнение авиационным персоналом и работниками, обеспечивающими выполнение полетов БВС максимальной взлетной массой 30 кг и менее.
  8. При производстве авиационных работ необходимо  в обязательном порядке руководствоваться:
  9. — приказом Министерства транспорта РФ от 19 ноября 2020 г. № 494 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ…»;
  10. — распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 24 февраля 2022 года № ИЧ-51-р.

Распоряжением установлено, что с 01 марта 2022 года эксплуатант должен осуществлять прием на работу или привлекать для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, прошедших обучение (подготовку) в авиационных учебных центрах, обладающих документом, подтверждающим их соответствие требованиям федеральных авиационных правил, по программам подготовки, утвержденным Федеральным агентством воздушного транспорта, что подтверждается документом, соответствующим требованиям пункта 62 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Минтранса России от 29.09.2015 N 289.

Меры ответственности

 Управление БВС, не поставленным на учет или не имеющим регистрации, а также без опознавательного знака, влечет наложение административного штрафа на владельца БВС в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года (п. 5 ст. 11.5 КоАП РФ).

За нарушение правил использования воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, установлено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Если неправомерный полет повлек за собой причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, владельцу БВС грозит уголовная ответственность и лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (ч. I ст. 271.1. УК РФ).

 Правовая информация:

Воздушный кодекс Российской Федерации

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *