|
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Законодательство РФ различает две группы сирот:
- дети, не имеющие родителей (дети-сироты). К данной категории относятся дети, не достигшие 18 лет и у которых умерли оба или один родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей – это дети у которых родители лишены родительских прав, признаны недееспособными или безвестно отсутствующими;
На практике различий при получении жилья между двумя этими категориями закон не устанавливает.
Обе вышеописанные категории детей имеют ряд прав, которые закреплены в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Среди мер поддержки, установленных данным законом есть и обеспечение их жилыми помещениями.
Для получения квартиры сирота должен обратиться с письменным заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства или месту пребывания и встать на учет как лицо, нуждающееся в жилье.
По сути процедура получения квартиры выглядит следующим образом:
- по достижении определенных условий ребенок собирает пакет документов;
- данный пакет документов подается в государственный орган, который отвечает за выдачу жилья;
- чиновники проверяют информацию, которая содержится в документах;
- в случае, если в процессе проверки не будет выявлено оснований для отказа принимается решение о предоставлении жилья;
- ребенок вносится в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В такой список можно попасть с 14 лет, а значит сироте или его представителям необходимо заранее подать документы на включение в список. В дальнейшем это может ускорить получение квартиры;
- происходит процедура оформления права собственности на жилое помещение и передача жилья;
До января 2013 года сироты имели право на первоочередное получение жилья. Однако впоследствии в закон внесли изменения и в настоящее время сироты получают жилье в порядке общей очереди.
Обратите внимание !
Даже если ребенку-сироте исполнилось больше 18 лет, но жилым помещением он обеспечен не был, то такое право сохраняется за ним до момента предоставления ему квартиры.
Законодательство РФ предусматривает, что дети-сироты получают жилье без очереди в первоочередном порядке.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право получить жилье. Для этого им необходимо стать на учет как лицо, нуждающееся в жилье.
Условия предоставления квартиры детям-сиротам
Для того, чтобы ребенок имел право получить квартиру необходимо соответствие следующим критериями:
- не являться нанимателем жилья по договору социального найма;
- не быть членом семьи лица, которому жилье предоставлено в порядке соцнайма;
- не иметь в собственности жилых помещений;
- проживание ребенка в имеющемся у него жилом помещении признано невозможным;
Если лицо не соответствует хотя бы одному из этих критериев, в предоставлении жилья ему могут отказать.
Жилое помещение предоставляется после того, как ребенку исполнилось 18 лет.
Обратите внимание!
Если лицо достигло совершеннолетия до 18 лет (вступило в брак, заключило трудовой договор) то квартиру оно имеет право получить раньше.
Закон устанавливает к жилью для сирот определенные требования. Жилое помещение должно быть изолированным. В ряде случаев сиротам вместо отдельного жилья предоставляли комнаты в коммунальных квартирах, что незаконно.
Органы государственной власти имеют право в течении 5 лет с момента предоставления квартиры сироте контролировать ее использование. То есть если ребенок получивший квартиру в пользование грубо и систематически нарушает закон, его могут лишить данной жилплощади в качестве исключительной меры.
Жилье в обязательном порядке должно иметь действующие коммуникации (свет, вода, газ). Также площадь жилья должна быть не менее установленной законом, а именно:
- не менее 36 м2 на одного человека;
- не менее 42 м2 если семья сироты состоит из двух человек;
- не менее 12 м2 на человека, в случае если в семье сироты более 3-х человек;
Если у сироты нет жилья или не имеет право пользования им, то шансы получить квартиру у него достаточно высоки.
Куда обращаться за получением жилья?
За получением жилья ребенок или его представитель (опекун, попечитель) должны обратиться в орган местного самоуправления по месту жительства, если ребенок содержится в интернате или по месту пребывания. Как правило, решением подобных вопросов занимаются отделы (управления) социальных программ в администрации того или иного социального образования.
Кроме того, пакет документов необходимо направить в органы опеки и попечительства.
Необходимые документы
Для получения квартиры необходимы следующие документы:
- письменное заявление ребенка-сироты;
- паспорт;
- документы, подтверждающие статус сироты;
- справка с места жительства (пребывания);
- свидетельство о браке (если имеется);
- свидетельство о рождении ребенка (если имеется);
- справка об отсутствии иного жилья в собственности или пользовании;
- справка о составе семьи;
- документы, которые подтверждают окончание учебного заведения, прохождения срочной военной службы, отбытия наказания в исправительном учреждении;
Если сирота уже имеет жилье
Если у ребенка-сироты уже есть квартиры, то закон на этот счет высказывается однозначно. Права на льготное получение квартиры у него нет.
Единственным исключением из этого правила является ситуация, когда жилье принадлежащее сироте признано непригодным для проживания. Такое решение имеют право принять государственные органы, которые отвечают за предоставление жилья сиротам.
Для получения жилья при наличии права собственности на жилое помещение необходимо наличие одного из следующих оснований:
- в квартире проживают лица, которые ранее утратили право на воспитание ребенка;
- имеется письменное решение государственной комиссии о признании жилого помещения аварийным или непригодным для проживания;
- в жилом помещении проживают лица, имеющие тяжелые хронические заболевания, что представляет опасность для ребенка;
- ребенок страдает заболеваниями, которые делают опасным проживанием с ним иных лиц;
- количество жилплощади, которая приходится на каждого проживающего в квартире меньше установленной законом нормы минимальной жилой площади на человека.
Также государство предоставляет сиротам дополнительную защиту от неправомерного завладения жилья третьими лицами. До 2013 года сирота мог распорядиться своим жильем сразу же после его получения, чем иногда пользовались мошенники.
Изменения в жилищном законодательстве исключают эту возможность, так как приватизировать квартиру ребенок может минимум через 5 лет после ее получения. Первоначально квартира предоставляется не в собственность, а по договору специального найма.
- При возникновении ситуации, когда сирота попал в тяжелую жизненную ситуацию специальный найм может быть однократно продлен, но на срок не более 5 лет.
- Специализированный найм не дает возможность распорядиться квартирой или обратить на нее взыскание за долги.
- После истечения данного срока квартира исключается из специализированного жилого фонда и переводится в фонд социального найма.
По общему правилу если сирота имеет в собственности жилье или право пользования им то жилье ему не положено. Но в ряде случаев даже при наличии иного жилья сирота может получить необходимые ему квадратные метры
Вывод – при наличии оснований сироте вполне реального получить от государства квартиру. Перечень документов, который необходим для получения жилья не представляет в целом никаких трудностей.
К основным ошибкам лиц, которые желают получить такое жилье можно отнести:
- ошибки при предоставлении документов;
- отсутствия оснований для получения жилья;
Наиболее часто встречается ситуация, когда имеющееся у ребенка жилье не признают непригодным для проживания, а следовательно он не имеет права на получение льготного жилья.
Для того, чтобы избежать вышеописанных ошибок мы рекомендуем обратиться к нашим специалистам, которые имеют значительный опыт в подобных делах и уже оказали помощь не одному ребенку, в получении жилья.
|
Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года |
Самостоятельная жизнь в своей квартире: как получают жилье московские сироты
С получением квартир от государства выпускниками центров содействия семейному воспитанию и приемных семей связано немало слухов и мифов.
Как на самом деле это происходит, как обустраиваются юные новоселы, рассказывают сами ребята, их бывшие опекуны и специалисты Городского научно-практического центра по защите прав детей «Детство», сопровождающие ребят при получении квартиры и в первые годы самостоятельной жизни.
Сироте исполнилось 18. Что дальше?
Вопрос о том, нуждается ли выпускник в получении квартиры от города, рассматривает Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Если у достигшего совершеннолетия ребенка-сироты (с этого момента он, кстати, официально называется уже «лицом из числа детей-сирот») нет закрепленного за ним и пригодного для жизни жилья, то он им будет обеспечен. Для этого используются квартиры из специализированного жилищного фонда города Москвы.
Всего в 2019 году в столице квартиры от государства получили 900 выпускников центров содействия семейному воспитанию и приемных семей.
В Центр «Детство» поступают сведения о таких помещениях из столичного Департамента городского имущества.
Дальше ребят приглашают на осмотр квартиры, после которого выпускник подписывает смотровой талон, если он согласен на предложенный вариант.
Документ передают в Департамент городского имущества для оформления договора найма специализированного жилого помещения — именно этот документ предоставляет юноше или девушке право заселиться в квартиру.
«Сроки установлены Постановлением Правительства Москвы. В течение 30 дней мы должны осуществить осмотр.
Еще 30 дней дается на заключение договора после предъявления смотрового талона», — рассказывает начальник отдела по осуществлению контроля за использованием жилых помещений, предоставленным лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителя, Центра «Детство» Олег Алексенко.
При заселении во «вторичное» жилье порой случаются проблемы. Часто за этими квартирами числятся долги по оплате ЖКХ от предыдущих жильцов. «Мы помогаем ребятам их погасить: ведем переговоры с управляющими компаниями, МФЦ, Мосэнергосбытом.
Наши специалисты оказывают посильную помощь, если выявятся недостатки после заселения: неисправности сантехники, огрехи ремонта и так далее.
Мы обращаемся в разные организации и оперативно решаем эти проблемы», — рассказывает Олег Алексенко.
Итак, долгожданный переезд случился. Что дальше? Интернет и СМИ наполнены рассказами о молодых людях, по неопытности лишившихся своего жилья. Однако в первые пять лет новый жилец ничего не может сделать с квартирой. «С выпускником заключается договор найма на пять лет.
В это время по закону он не может ни продать, ни сдать предоставленную городом квартиру.
После окончания срока договора, жилье может либо перейти в собственность выпускника, либо использоваться по новому договору найма еще на пять лет», — объясняет Олег Алексенко.
- Правила обеспечения жильем едины для всех выпускников: и тех, кто рос в центрах содействия семейному воспитанию или частных детских домах, и тех, кто находился под опекой и в приемных семьях.
- Мечты и планы выпускников
В канун нового года въехала в новую квартиру 18-летняя Валерия Якунина. 11 лет она прожила в «Пансионе семейного воспитания» — частном учреждении для детей, лишившихся родительского попечения.
«Квартиру я получила через три месяца после совершеннолетия. Сначала мне предложили жилье в Медведково, но меня не устроило расположение, потому что все мои близкие находятся в Западном и Юго-Западном округах. Хотелось жить поближе к ним и к учебе. Второй вариант был на Академической.
Мне понравилось и расположение, и квартира. Квартира уже с отделкой, планирую только немного переделать кухню. А вообще мечтаю о большом доме за городом. Одна мечта у меня уже исполнилась: я купила собаку породы бордер-колли.
Теперь иду к следующей цели — открыть свой бизнес», — рассказывает Валерия.
При получении квартиры выпускники могут брать с собой на осмотры предлагаемого жилья сотрудников ЦССВ, попечителей и даже волонтеров, с которыми у них сложились доверительные отношения. Ответственное решение легче принимать, посоветовавшись со значимым взрослым.
Надежда Егорова стала опекуном троих внуков 14 лет назад, когда трагически погибли родители мальчиков. Самому старшему, Виктору, тогда было всего шесть лет, среднему Владимиру — четыре, младшему Феде — два годика.
Бабушка и дедушка справились со всеми трудностями и вырастили ребят. Виктор уже окончил один колледж по специальности системный администратор, сейчас получает второе образование — учится на 2 курсе колледжа на сварщика. Владимир стал реставратором-строителем.
Федор осваивает специальности паркетчика, стекольщика и плотника.
«Старшие мальчики уже 2 года живут в своем жилье. Младшему это скоро предстоит. Хотим, чтоб дали квартиру поближе к братьям. Больше у них никого нет в этом мире, три брата должны быть рядом. Старшие внуки очень довольны. Они живут в прекрасном месте — в Коммунарке. Сейчас еще и метро открыли в пешей доступности.
Квартиры замечательные, в новостройках. Ремонт уже был сделан качественный. Обставили мы их за счет скопившейся пенсии по потере кормильца. Главное, что живут в соседних домах. Они постоянно общаются, вместе проводят праздники. И мне, бабушке, удобно навещать их всех в одном месте.
Мы тоже живем в Новой Москве», — отмечает Надежда Егорова.
Постинтернатное сопровождение
Гораздо легче вступать в самостоятельную жизнь, если есть поддержка близких родственников, но и выпускники центров содействия семейному воспитанию не одиноки в начале своей взрослой жизни: им помогают специалисты службы постинтернатного сопровождения.
В новой, со вкусом обставленной квартире, нас встречает Александра Борщенко, 18-летняя выпускница ЦССВ «Радуга».
После окончания школы она несколько месяцев прожила в Центре социальной (постинтерантной) адаптации в Дегунино. Александра решила, что поддержка будет нужна ей и после переезда в свою квартиру.
Поэтому она заключила договор о постинтернатном сопровождении со своим же куратором из Центра.
«Я считаю для подготовки к самостоятельной жизни хотя бы месяца три нужно прожить в Центре социальной (постинтернатной) адаптации. Это дает очень много! Мой куратор мне очень хорошо помог, я доверяю ему и хочу продолжить наше сотрудничество», — считает выпускница.
Сейчас Александра учится на 1 курсе в РУДН, осваивает профессию искусствоведа. «Меня всегда тянуло на что-то творческое. Мой отец, когда был жив, был художником, и меня всегда привлекала живопись, я хотела этим заняться серьезно, изучать ее», — вспоминает Саша.
Творческие наклонности и художественный вкус девушки видны и в обстановке квартиры, где продумана просто каждая деталь. «После выпуска у меня накопилась некоторая сумма на банковском счете: моя мать платила алименты, за отца это делало государство в виде пенсии по потере кормильца после его смерти. На эти средства я обставила квартиру», — поделилась она.
Будущим выпускникам центров Саша советует: «Не бойтесь, все, на самом деле, проще, чем кажется. Есть интернет, есть кураторы, которые готовы помочь, есть государство, которое подставит плечо. Главное — учиться и получить профессию, это ваша главная задача».
В свою квартиру — из ПНИ
Пожалуй, больше всего мифов — о сиротах, которые после выпуска из детского дома переезжают в психоневрологические интернаты. Путевка в ПНИ — это вовсе не «билет в один конец»: выпускники из ПНИ, переезжающие в отдельные квартиры, не редкость. Самое главное, чтобы они были готовы к самостоятельной жизни.
В первые дни нового года отметил новоселье в своей квартире 33-летний Станислав Фролов. «В последние годы я жил в ПНИ № 11, с 2004 по 2010 — в ПНИ № 32. Для самостоятельной жизни очень важно, чтобы была работа», — говорит молодой человек. Он уже пять лет работает грузчиком-комплектовщиком в компании, которая привозит питание в детские сады и школы.
Есть у Станислава и старший брат — 35-летний Александр. Он получил квартиру три года назад. «Саша тоже жил в ПНИ, правда, в другом. А в детском доме мы росли вместе.
К самостоятельной жизни в интернате готовят: нас учили готовить, рассказывали всякие практические вещи: как за квартиру платить, в магазинах покупать необходимое, планировать бюджет и так далее.
Мы не боимся жить самостоятельно», — отмечает Станислав.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Счетная палата померила сиротские метры
Госаудиторы представили отчет об обеспечении жильем детей, оставшихся без попечения родителей
Счетная палата сочла неэффективной сложившуюся практику обеспечения жильем детей-сирот. В отдельных регионах срок ожидания ими собственной квартиры может превышать 20 лет. И ситуация ухудшается с каждым годом
Константин Кокошкин / Global Look Press
Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).
За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.
Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание
Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб.
, в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно.
По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.
Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета.
А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%.
Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.
По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.
Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.
Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны
Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.
В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.
Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.
В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.
В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:
- возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
- единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
- «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
- упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
- ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
- для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.
Что делает Министерство просвещения
Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.
«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий.
Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.
Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.
Что предлагают делать эксперты
Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.
Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.
По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования.
«При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено.
Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.
Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей
В настоящее время на территории Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (Конституцией РФ, федеральными актами: Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Жилищным кодексом РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ) и законодательством субъектов Российской Федерации.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ч.1 ст. 8 ФЗ №159 от 21 декабря 1996 г.).
- Для того чтобы получить жилье, необходимо попасть в список детей-сирот и детей,
- оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
- Формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
- В список включаются:
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений;
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 1 января 2013 г. или после 1 января 2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей могут претендовать на жилое помещение, в случае, если:
- — в одном жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав, бывшие усыновители, лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний;
- — площадь жилого помещения не соответствует социальной норме предоставления жилого помещения;
- — жилое помещение признано непригодным для проживания;
- — проживают граждане, не являющиеся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
- — проживают граждане, больные хроническим алкоголизмом, наркоманией и состоящие на учете в наркологическом диспансере;
- — проживают граждане, признанные недееспособными или ограниченными в дееспособности;
- — у ребенка тяжелая форма хронического заболевания, при которой совместное проживание в одном жилом помещении невозможно.
- Заявление о включении в список по месту жительства лиц, могут подать:
- — законные представители детей-сирот, достигших возраста 14 лет, в течение 3 месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений;
- — дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности;
- — лица из числа детей-сирот, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
- — лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями;
- — законные представители недееспособных или ограниченных в дееспособности лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет и в установленном порядке не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
- Заявление для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подается в письменной форме с приложением следующих документов:
- — копия свидетельства о рождении;
- — копия паспорта гражданина Российской Федерации;
- — копия договора социального найма жилого помещения или иные документы, подтверждающие право пользования жилым помещением на условиях социального найма (при наличии);
- — копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
- — копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя);
- — копия доверенности представителя заявителя, оформленная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- — документы, подтверждающие невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении, выданные в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
- Исчерпывающий перечень документов, которые прилагаются к заявлению, может определяться законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
- Заявление о включении в список и прилагаемые к нему документы могут быть поданы заявителем (представителем заявителя) в уполномоченный орган (орган местного самоуправления, уполномоченную организацию) лично, с помощью почтовой связи либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) или официального сайта уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
- По истечении 60 рабочих дней со дня подачи (поступления) заявления о включении в список, уполномоченный орган (орган местного самоуправления) принимает одно из следующих решений:
- — о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список;
- — об отказе во включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список.
Решение о включении или об отказе во включении в список оформляется распорядительным актом уполномоченного органа (органа местного самоуправления) выписка из которого в течение 5 рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю (представителю заявителя) способом, обеспечивающим подтверждение ее получения. При направлении копии акта об отказе во включении в список заявителю (представителю заявителя) разъясняется порядок обжалования соответствующего решения. Акт об отказе во включении в список хранится в учетном деле в уполномоченном органе.
Информация о включении детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, в список или об исключении их из списка размещается уполномоченным органом в Единой государственной информационной системе социального обеспечения не позднее следующего рабочего дня со дня включения в список или исключения из него.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот по договору найма специализированного жилого помещения, на основании письменного заявления, сроком на 5 лет по достижении ими возраста 18 лет, и в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, а также по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По истечении срока предоставления жилого помещения договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на пятилетний срок снова неограниченное количество раз. Такой порядок устанавливается в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
Порядок выявления таких обстоятельств устанавливается законом субъекта РФ.
По окончании срока договора и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, жилье по договору социального найма поступает в бессрочное пользование владельца, чтобы закрепить за собой собственность его остается только приватизировать.
С более подробной информацией о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей можно ознакомится, пройдя по ссылке https://uslugi.mosreg.ru/services/20688
Ссылка на источники:
- Конституцией РФ.
- Федеральный законот 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Жилищный кодексРФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ.
- Сведения, размещенные на официальном сайте портала государственных услуг Российской Федерации https://www.gosuslugi.ru/164528/1/info.
Бортунова Анна
28 декабря 2020, 11:12 by root
Жилье сиротам до и после 23 лет по новому закону 2021 года. Как получить 1,5 млн рублей на квартиру?
Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей. Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья.
Чтобы не пропустить свою законную очередь на жильё, необходимо регулярно узнавать свою очередь в списке. Посмотреть его и узнать нужную информацию можно несколькими способами.
Когда положено жилье детям-сиротам, как узнать очередь на квартиру, как получить жилье детям-сиротам после 23 лет по новому закону в 2021 году, как использовать жилищный сертификат на 1,5 млн рублей на покупку жилья, а также об изменениях, которые произошли в 2021 году в законодательстве по обеспечению жильем детей-сирот, расскажем далее в нашей статье.
Условия предоставления квартиры детям-сиротам
Право детей, лишенных попечения родителей, на получения жилья закреплено законодательно. Однако процедура эта не простая и довольно длительная. Правила предоставления квартир детям указанной категории имеют свои особенности в каждом субъекте РФ.
Однако общие нормы установлены на федеральном уровне.
В нашей статье мы расскажем, когда и в каких случаях государство предоставляет жилье детям-сиротам, каков порядок данной процедуры, какие существуют проблемы и какие изменения в законодательстве нас оживают.
С 2021 года изменилось законодательство по обеспечению жильем детей-сирот
С 1 января 2021 года вступили в силу изменения в закон по обеспечению жильем детей-сирот:
- Законом теперь устанавливается единый порядок учета детей-сирот, имеющих право на жилье, а также создается соответствующий региональный список.
- Согласно поправкам с Нового года подавать заявления о включении в список на получение жилья имеют право не только сами дети-сироты, но и их законные представители.
- Органы опеки и попечительства должны контролировать своевременную подачу законными представителями детей-сирот заявления о включении их в такой реестр, в случае отсутствия заявления они будут обязаны принять соответствующие меры, равно как и сами включать сирот в список.
- Сироты, которые не были включены в список до совершеннолетия или до приобретения ими полной дееспособности, смогут самостоятельно обращаться с заявлением о включении в список. В новом законе также указаны дополнительные случаи, когда сироты исключаются из списка.
- Помимо предоставления жилья, к их числу отнесли прекращение у сироты российского гражданства.
- Договор найма специализированного жилья, предоставляемого сиротам, теперь можно будет неоднократно заключать на новый 5-летний срок (раньше он заключался на новый 5-летний срок не более 1 раза).
Это еще больше защитит права сирот, так как многие сироты из-за отсутствия жизненного опыта и излишней доверчивости становятся жертвами черных риелторов, мошенников и нечистоплотных родственников.
Когда положено жилье детям-сиротам
Порядок обеспечения жильем детей-сирот регламентируется Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Данному вопросу посвящена статья 8 Закона, которой определено, что жилье положено детям, относящимся к категории оставшихся без попечения родителей, когда:
- им исполнится 18 лет;
- они приобрели полную дееспособность до 18 лет.
При этом, чтобы воспользоваться правом на получение жилплощади они должны быть всклочены в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем. На федеральном уровне порядок формирования списка регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 № 397, однако во исполнение данного постановления субъектами РФ должны быть приняты свои порядки.
Так, в список включаются:
- дети, оставшиеся без попечения родителей, по достижении ими возраста 14 лет по инициативе их законных представителей или органов опеки и попечительства, если законные представители в течение 3 месяцев не приняли меры по включению их в список;
- лица из числа детей-сирот (от 18 до 23 лет);
- лица, из числа детей-сирот, достигшие возраста 23 лет, которые имели право на включение в список, но по каким-то причинам не смогли его реализовать.
- Чтобы получить квартиру от государства недостаточно лишь иметь статус сироты. Жилье предоставляется лицам данной категории если они:
- не являются нанимателями жилья на сновании договора социального найма;
- не являются членами семьи гражданина, являющегося нанимателем помещения по договору социального найма;
- не имеют жилых помещений в собственности на любых основаниях (приватизация, дарение, покупка, наследование);
- проживание в их собственном или муниципальном жилье, где они имеют право пользования, признано невозможным.
Благоустроенная квартира предоставляется один раз по договору специализированного найма сроком на 5 лет.
В течение срока действия договора наниматель не имеет права распоряжаться жильем (продавать, сдавать в поднаем, оформить в собственность). По истечении указанного срока орган опеки и попечительства принимает решение о продлении договора специализированного найма еще на 5 лет или о заключении с нанимателем договора социального найма.
Порядок действий
Для включения в список лицам, имеющим на это право или их законным представителям необходимо:
- Подготовить перечень документов.
- Подать заявление в орган опеки и попечительства по форме, утвержденной Постановлением № 397.
- Получить постановление органа опеки и попечительства о включении ребенка в список.
- Когда у ребенка, включенного в список, возникнет право на получение квартиры, ему необходимо:
- обратиться в орган опеки и попечительства с заявлением о предоставлении жилого помещения;
- подтвердить отсутствие в собственности жилья;
- получить распоряжение органа опеки о предоставлении квартиры;
- заключить договор специализированного найма.
Если после выпуска ребенка из государственного учреждения или из-под опеки он поступил на обучение в образовательную организацию, был призван на военную службу в армию или попал в места лишения свободы, то вопрос предоставления жилья будет рассмотрен после окончания обучения, службы или освобождения из исправительного учреждения.
Перечень документов
- Пунктом 7 Постановления № 397 установлен основной перечень документов, необходимый для включения в список на предоставление жилья.
- Заявителю нужно предоставить в орган опеки и попечительства следующие документы:
- свидетельство о рождении;
- паспорт ребенка;
- договор социального найма;
- документ о полномочиях законного представителя (приказ о назначении опекуна, приказ о назначении директора организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
- документ об отсутствии родительского попечения (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, признании недееспособным, безвестно отсутствующим, умершим, справка формы № 25 от отсутствии отца у ребенка, приговор суда об отбывании наказания в местах лишения свободы, акт об оставлении ребенка, заявление родителей о согласии на усыновление);
- документ о невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении (решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления)
Полный перечень документов устанавливается нормативными актами каждого субъекта РФ самостоятельно. В орган опеки и попечительства предоставляются копии указанных документов, оригиналы потребуются лишь для сверки.
Куда подавать документы?
Как правило, органом, уполномоченным на включение ребенка в список и на предоставление жилого помещения, является орган опеки и попечительства.
Однако каждый регион решает этот вопрос по своему усмотрению.
В некоторых субъектах РФ полномочия по формированию и ведению списка возложены на органы опеки, а по обеспечению жилыми помещениями – на органы исполнительной власти в сфере строительства.
Внимание! Место подачи заявления о включении в список и об обеспечении жилым помещением (по месту фактического проживания, постоянной регистрации, по месту выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей) также устанавливается нормативными актами региона.
Получить достоверную информацию о месте подачи документов в регионе можно в органе местного самоуправления по месту проживания ребенка.
Проблемы с обеспечением жильем детей-сирот
- В большинстве субъектов РФ вопрос обеспечения жильем стоит достаточно остро.
- Наиболее существенными из них являются:
- Недостаточное финансирование. Очереди на обеспечение жильем формировались годами, однако активное финансирование регионов началось менее 10 лет назад, что привело к длительному ожиданию лицами, имеющими право на получение законных квадратных метров.
- Невозможность регионами освоить выделенные на данные цели средства, в связи с отсутствием фонда жилья, отвечающего требованиям законодательства.
- Действия недобросовестных застройщиков, которые за счет государственных средств строят квартиры ненадлежащего качества.
- Заключение договоров специализированно найма сроком на 5 лет. Ранее законодательством было предусмотрено заключение социального найма при обеспечении жильем, что давало право нанимателям его приватизировать и распорядиться по своему усмотрению. Многие лица в силу неопытности теряли свое жилье – продавали, становились жертвами мошенников. Однако принятые изменения не решили всех проблем. Добросовестные наниматели вынуждены ожидать 5-летний срок и никаких способов сокращения указанного срока законом не предусмотрено. Наниматели, ведущие асоциальный образ жизни, бросают предоставленное им жилье, не оплачивают коммунальные платежи, приводят его в непригодное состояние. Данная проблема уже стала общероссийской.
Это лишь основные проблемы в сфере обеспечения детей-сирот жильем и решены они могут быть только путем внесения изменений в федеральное законодательство.
Новый законопроект о жилье детям-сиротам 2020 года
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект о внесении изменений в статью 8 Федерального закона № 159-ФЗ. Данными изменениями предусматривается возможность сокращения в определенных случаях срока договора специализированного найма на два года.
По новому закону 5-летний срок может быть сокращен при наличии у нанимателя совокупности следующих факторов:
- наличие одного или нескольких детей;
- достижение возраста 23 лет;
- постоянный доход в течение последних 12 месяцев;
- отсутствие долгов по налогам и сборам;
- надлежащее исполнение условий договора специализированного найма;
- отсутствие судимости;
- наниматель не состоит на учете у нарколога или психиатра по причине лечения от зависимостей и психических расстройств.
Указанные изменения обусловлены практикой работы регионов. Жилье предоставляется в основном лицам, которые уже достигли возраста 30 лет и понимают возложенную на них ответственность по содержанию предоставленной квартиры. Контроль государственных органов в отношении таких граждан уже не требуется и ожидание 5-летнего срока становится нецелесообразным.
Дети-сироты смогут получить 1,5 млн рублей на покупку жилья
Дети-сироты смогут получать по жилищному сертификату около 1,5 млн рублей. Об этом говорится в проекте федерального закона, опубликованного министерством просвещения для общественного обсуждения.
Напомним, сейчас дети-сироты, которым исполнилось 18 лет, должны получить квартиру от государства. По закону, региональные власти обязаны выделить ее из специального жилищного фонда. Но далеко не всегда это происходит вовремя. Порой заветной квартиры приходится ждать годами.
— Учитывая численность детей-сирот, нуждающихся в жилье, законопроектом предлагается расширить формы и механизмы их обеспечения, — поясняют авторы законопроекта. — Предлагается выдавать государственный жилищный сертификат — именной документ, удостоверяющий право на однократное получение выплаты для приобретения в собственность жилого помещения.
Выплата государственных жилищных сертификатов будет составлять примерно 1 487,3 тыс. рублей.
Из расчета: 33 кв м. на одного человека.
Примерная средняя стоимость квадратного метра — 45 068 рублей. (Это средняя цифра по России за 2019 год по данным Минстроя).
Также законопроект вводит обязанность детей-сирот информировать власти о своем фактическом месте нахождении. Делать это надо будет раз в полгода.
Если сроки будут нарушены, дети-сироты могут быть исключены из списка на квартиру, но сохранят право на повторное обращение. Почему потребовалась такая норма? Зачастую местные власти просто не знают, где искать сироту, имеющего право на квартиру.
Квартира для него вроде и куплена, но простаивает. И такие случаи происходят на территории 66 регионов РФ.
Дети-сироты могут получить жилье и после 23 лет
- Дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья (причем благоустроенного жилья) от государства.
- Практика показывает, что многие дети-сироты и дети, в несовершеннолетнем возрасте оставшиеся без попечения родителей не воспользовались своим правом на внеочередное бесплатное получение жилья.
- Причины разные, в основном — незнание своих прав, бездействие органов опеки по своевременному включению таких детей в список нуждающихся в получении жилья из соцжилфонда… причины могут быть самые разные, а в итоге отказы уполномоченных органов в предоставлении жилья, мотивированные тем, что данное право утрачено в связи с достижением 23-летного возраста.
Право на получение жилья сохраняется за указанными лицами на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.
Не будем утомлять скучным цитированием нормативных документов, далее их перечислим.
Важно знать, что с 01.01.2019 г. изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список лиц, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали своё право по состоянию на 1 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
По смыслу указанной правовой нормы, причина, по которой лица, которые ранее относились к категориям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигли возраста 23 лет, не были поставлены на жилищный учёт (до 01 января 2013 г.), а с 01 января 2013 г. не были включены в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением из спецжилфонда, правового значения не имеет.
Факт достижения 23 летнего возраста не может быть основанием лишения права, гарантированного Конституцией Российской Федерации.