Сервитут представляет собой право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Не все граждане осведомлены о таком понятии, как сервитут, однако каждому доводилось использовать плоды его применения.
Например, свет и энергия попадают в дом через линии электропередач, тепло и вода приходят с помощью современной системы водоснабжения, качественная связь благодаря большому количеству станций-вышек. Все подобные передающие установки, так или иначе, соприкасаются с правом ограниченного пользования земельными объектами, то есть сервитутом.
Законодательство
Понятие сервитута законодательно закрепляется статьей 23 Земельного кодекса России. Согласно данной статье сервитут является правом ограниченного пользования чужим земельным участком.
Сервитут может быть как публичным, так и частным. По времени действия различают срочный сервитут и постоянный.
Право требования собственника недвижимости (земельного участка) от собственника соседнего земельного участка установления прав ограниченного использования определено статьей 274 Гражданского кодекса РФ.
Сервитут всегда будет связан с определенным объектом недвижимости. Это может быть здание, сооружение, земельный участок. Сервитут не является самостоятельным объектом купли-продажи или залога. Право ограниченного пользования нельзя передавать другим лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимого имущества, для которых такое право было установлено.
В соответствии со статьей 275 Гражданского кодекса РФ во время перехода прав на землю с наличием сервитута обязательства по обременению (ограничению) переходят новому собственнику.
Если собственник сдаваемого в аренду недвижимого имущества — физическое или юридическое лицо, то выдвигать требование о предоставлении сервитута необходимо непосредственно им.
Когда мирно данный вопрос урегулировать не представляется возможным, сделать это можно через суд.
Кто может требовать установление сервитута?
Частный сервитут устанавливается на добровольных началах. Заинтересованное лицо и хозяин земельного участка заключают договор. В договоре прописываются все детали и условия ограничения на земельную собственность.
Таким образом, потребовать установления сервитута имеет право собственник земли или другого объекта недвижимости. К тому же требования в установлении сервитута могут предъявлять владельцы земельных участков на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного бессрочного пользования.
Граждане или организации, владеющие недвижимым имуществом на основании других прав (к примеру, аренда) не имеют права требовать установления сервитута на дорогу. Тем не менее, их право проходить, проезжать через чужой земельный участок и прочие необходимости можно защитить путем предъявления требований об отсутствии препятствования в использовании принадлежащего им недвижимого имущества.
Обязанности сторон
Сторонами по договору об установлении сервитута на проезд к земельному участку являются «управомоченное лицо» (владелец сервитута) и непосредственно «обязанное лицо» — тот, у кого данный сервитут установлен.
Обязанная сторона не должна учинять препятствия управомоченному лицу в пользовании своим ограниченным правом (сервитутом) в пределах действия такого права на земельном участке.
В свою очередь, управомоченное лицо обязано своевременно и в определенной по договору сумме выплачивать за сервитут обязанной стороне. Платы можно требовать как от частного лица, так и от государственного органа, принявшего решение об установлении сервитута.
Заинтересованное лицо также обязуется использовать предоставленное ему право пользования чужим земельным участком в тех целях и на тех условиях, которые были установлены и закреплены двусторонним соглашением (договором) о сервитуте.
Сервитут, устанавливаемый на проезд к участку
Однако если территория для прохода требуется не только одному гражданину, а целой группе людей, власти могут установить публичный сервитут на проход и проезд в целях обеспечения интересов местных жителей. Такое решение будет принято на общественных слушаниях и с собственником обременяемого участка согласовываться не будет.
Необходимые документы
- Заявление от лица, в чью пользу будет устанавливаться сервитут;
- Документы, удостоверяющие личность заявителя (если это физическое лицо), учредительные документы, доверенность, выписка из ЕГРЮЛ (если это юридическое лицо);
- Квитанция об оплате государственной пошлины;
- Договор о сервитуте (составляется в простой письменной форме), соответствующие решения федеральных, региональных, муниципальных органов самоуправления либо постановление суда;
- Если обременяется только часть участка, то к заявлению необходимо приложить кадастровый план земельного участка с намеченной на нем областью действия сервитута, либо выписка кадастровой службы с подобной информацией. Если установление сервитута требуется для всей территории участка, то таких документов предоставлять не нужно.
Порядок установления сервитута
Частного
Чтобы обременить недвижимость сервитутом, заинтересованное лицо (правообладатель земельного участка) должно сделать предложение собственнику обременяемого недвижимого имущества о заключении соглашения об установлении сервитута.
- Наименование соглашения, информация о сторонах соглашения;
- Сведения об объекте недвижимости, в отношении которого устанавливается сервитут;
- Цели и задачи ограничения сервитутом;
- Сфера действия сервитута, то есть его границы, определенная территория на участке; Величина платы за использование чужого участка, а также порядок внесения такой платы;
- Другие условия, права и обязанности сторон по договору.
В соответствии с условиями договора о сервитуте собственник обременяемой недвижимости обязуется за определенную плату предоставить такую недвижимость для нужд правообладателя соседней земли или объекта недвижимого имущества.
- Организовать свободное перемещение по участку;
- Обеспечить строительство и прокладку общественно-важных инженерных коммуникаций (линии связи, линии электропередач, газоснабжение, водоснабжение и пр.);
- Создать условия для проведения работ по формированию и поддержанию в надлежащем состоянии систем мелиорации и водоснабжения;
- Другие нужды, удовлетворить которые нельзя без установления сервитута.
Сервитут будет установлен с момента регистрации договора в ЕГРП, что позволит соглашению соответственно вступить в силу.
Публичного
Публичный сервитут возникает из законодательных решений органов федеральной, региональной или муниципальной власти. Решения принимаются, в первую очередь, для проведения в жизнь интересов государства, местной администрации или местного населения.
Перечень целей, для которых администрация может посчитать необходимым установление публичного сервитута:
- Необходимо периодически перемещаться по территории участка;
- Провести ремонтные работы и смонтировать различные инженерные коммуникации, объекты транспортной инфраструктуры;
- Установить специальные знаки и обеспечить подъезд к ним;
- Организовать обеспечение водой;
- Прогонять скот;
- Сохранить исторически сформированные традиции сенокошения либо выпаса скота;
- Организовать охоту и рыбалку на закрытом водоеме, располагающемся на участке;
- Собрать дикорастущие растения;
- Провести исследовательские работы;
- Обеспечить доступ к побережью.
Главная разница между публичным и частным сервитутами заключается в платности частного сервитута.
Однако публичный сервитут можно также установить на платной основе при условии, что у собственника земли вместе с возникновением обременения появились серьезные трудности.
К примеру, часть земельного участка пришла в негодность для растениеводства либо пришлось разрушить или перенести хозяйственные объекты и прочее.
Порядок установления оплаты
Размер платы за сервитут зависит от характера и интенсивности использования земельного надела лицом, в чьих интересах он был установлен.
Помимо платы за само право проезда или прохода через чужой земельный участок, в зависимости от определенных обстоятельств в состав платы разрешается вовлекать траты собственника обремененного объекта на формирование оптимальных условий для реализации сервитутного права пользования чужой недвижимостью, в том числе расходы по обеспечению охранно-пропускного режима, проведению дорожного покрытия в надлежащее техническое состояние и прочие затраты.
- Размер реального ущерба. Рассчитывается без учета реального ущерба, причиненного собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ими лицами;
- Упущенной выгоды. Рассчитывается без учета упущенной выгоды, причиненной собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами;
- Убытков. Рассчитывается без учета убытков, причиненных собственнику земли или другого объекта недвижимого имущества по причине досрочного прекращения обязательств перед 3-ми лицами.
Эти и другие особенности платы за сервитут установлены Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра от 17.03.2004 года.
Далее согласно пунктам 1.6 и 1.7 вышеназванных рекомендаций выплата за сервитут может быть:
- единовременной, когда оплата производится один раз и в полном объеме за весь срок действия договора о сервитуте;
- периодической, когда оплата осуществляется многократно в определенных долях на протяжении всего периода, на который установлено соглашение о действии сервитута.
Способ выплаты определяется непосредственно договором о сервитуте, судебным решением или нормативно-правовым актом органов государственной, региональной, муниципальной власти. Также стороны могут определить размер платы путем договоренностей.
- существенно изменились обстоятельства, согласно которым следовали стороны во время заключения договора о сервитуте;
- увеличились или уменьшились ограничения прав собственника земли, обремененной сервитутом, по окончании конкретного срока после его установления;
- стороны пришли к общему соглашению об изменении размера соразмерной платы за сервитут (частный сервитут);
- увеличилась или уменьшилась сфера действия сервитута;
- орган государственной власти или орган местного самоуправления принял нормативно-правовой акт, изменивший акт, которым был сервитут установлен, в отношении размера стоимости (публичный сервитут);
- суд вынес решение об изменении размера стоимости частного или публичного сервитута путем корректировки договора о сервитуте или нормативно-правового акта администрации.
Таким образом, размер платы за сервитут должен быть соразмерен той выгоде, которую собственник обремененного участка мог получить, если бы на землю не налагалось никаких ограничений.
Могут ли отказать, как и когда можно оспорить отказ?
Правообладатель земельного участка, в отношении которого заинтересованное лицо желает установить свои ограниченные права, может отказать в предоставлении таких прав путем отказа в подписи соглашения о сервитуте. У сторон также могут возникнуть различного характера разногласия по какому-либо пункту договора.
При возникновении подобных ситуаций спор об установлении сервитута может быть передан для разрешения в судебную инстанцию. В дальнейшем сервитут на земельный участок или другую недвижимость будет зарегистрирован в ЕГРП на основании судебного решения.
При подаче искового заявления в суд необходимо правильно составить прошение об установлении сервитута.
Таким образом, при подаче искового заявления об установлении сервитута в судебном порядке необходимо предоставлять достаточно серьезные основания и доказательства того, что установление сервитута реально необходимо. Кроме того, в законе должны быть нормы, опираясь на которые в точной формулировке, можно защитить собственные права.
Основания для отмены или прекращения сервитута на проезд к участку
Как правило, договор о сервитуте заключается на неопределенный срок, однако можно заключить соглашение и на определенный период. Как только определенный в договоре срок истечет, право ограниченного пользования перестанет действовать.
Основаниями для прекращения сервитута могут быть:
- Перестали существовать основания, которые инициировали установление сервитута (статья 276 Гражданского кодекса РФ);
- В судебном порядке доказана невозможность использования участка по целевому назначению из-за появившегося обременения (статья 276 Гражданского кодекса РФ);
- Хозяин земельного участка имеет право требовать от органа государственной власти или местной администрации, установившей сервитут, выкупа такого участка, компенсации понесенных убытков либо предоставления другого равноценного участка земли;
- Физическая ликвидация участка;
- Изъятие земельного участка из гражданского оборота;
- Если собственник обремененного объекта недвижимости становится владельцем такого обременения, то есть сервитута;
- Прекратил свое действие нормативный акт, установивший сервитут.
Кто и зачем устанавливает сервитут на придомовой территории многоквартирного дома
Вопросы обременения земельного участка сервитутом решают собственник земли и тот, кто требует право ею пользоваться, а при спорах – суды. Узнайте, устанавливается ли сервитут автоматически при наличии общих пешеходных дорожек через двор МКД и может ли орган ГЖН или муниципалитет принимать решения по подобным вопросам.
Сервитут – ограниченное право пользования территорией МКД для прохода, проезда и проведения ремонта
Сервитут – это право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости (ст. 274 ГК РФ). Оно передаётся другому лицу по праву обременения. Сервитут нужен, например, чтобы проложить через чужой земельный участок дорогу, коммуникации и пользоваться ими.
Сторона, получившая сервитут, не получает участок во владение, а лишь могут пользоваться им, причём с определённой целью, установленной договором или соглашением. Сервитут подлежит обязательной государственной регистрации, без которой он не будет считаться заключённым. Прекращение действия сервитута тоже регистрируется.
Сервитут может быть временным и постоянным; личным или публичным. Публичный сервитут призван обеспечивать интересы государства, местного самоуправления или местного населения (ст. 23 ЗК РФ). Публичный сервитут может быть установлен для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры;
- проведения дренажных работ и других целей.
Разберём судебный спор об установлении сервитута на придомовой территории МКД, который дошёл до Верховного суда РФ (дело № А71 -4094/2020).
Может ли ОМС не формировать участок под МКД при отсутствии денег
Сервитут может быть установлен для прохода граждан через территорию МКД к общественным местам
Собственники помещений одного из многоквартирных домов в Ижевске на общем собрании приняли решение установить вокруг своего двора забор с воротами. Управляющая организация выполнила это решение, предварительно получив все необходимые согласования и разрешения в муниципалитете.
Но жители соседнего МКД пожаловались в орган ГЖН: забор перекрыл им пешеходную дорожку до остановки общественного транспорта. Ведомство провело проверку работы УО по содержанию общего имущества дома, вокруг которого установлен забор.
Орган Госжилнадзора пришёл к выводу, что территория, по которой проложена пешеходная дорожка для жителей окрестных МКД, обременена сервитутом. Собственники не могут запретить другим гражданам пользоваться пешеходной дорожкой, перегородив её. Следовательно, решение ОСС об установке забора принято с нарушением ч. 5 ст. 36 ЖК РФ.
УО получила предписание уведомить собственников помещений в спорном МКД о том, что забор нарушает законодательство, и обеспечить проход по придомовой территории МКД.
Компания обратилась в суд с иском, требуя признать предписание незаконным и неисполнимым.
Согласно ГК РФ и ЖК РФ, владельцы помещений в МКД вправе принять на ОСС решение по ограждению придомовой территории, которая входит в состав их общего имущества. Это исключительная компетенция общего собрания.
Решение принято с наличием необходимого кворума. При монтаже забора УО получила все необходимые разрешения. Согласовывать такие работы с жителями соседних домов компания не должна.
Орган Госжилнадзора настаивал на том, что ограждение создаёт препятствие для использования пешеходной дорожки. Лица, не являющиеся собственниками земельного участка, сохраняют право пользования объектами на нём, если они созданы до дня введения в действие ЖК РФ.
Земельный участок МКД: содержание и оценка его санитарного состояния
Собственники не могут оградить другим гражданам проход через свой двор при наличии публичного сервитута
Суд первой инстанции установил, что собственники помещений в МКД имеют право принять на ОСС решение об установке ограждения на придомовой территории, входящей в состав их общего имущества (ч. 5 ст.
16 № 189-ФЗ, ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ст. 40 ЗК РФ).
В том числе они вправе установить пределы использования земельного участка и ввести ограничения на его использование, заключить соглашение об установлении публичного сервитута.
В силу ст. 135 ГК РФ, п. 3 ч. 17 ст.. 51 ГрК РФ, забор имеет вспомогательное назначение, не относится к объектам капитального строительства, поэтому специальных разрешений для его возведения не требуется.
Но при этом, в соответствии с ч. 5 ст. 36 ЖК РФ, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, может быть обременён правом ограниченного пользования.
Собственники не могут запретить другим лицам пользоваться таким правом и закрыть им доступ к объектам, существовавшим на участке до дня введения в действие ЖК РФ.
Новое обременение земельного участка правом ограниченного пользования устанавливается по соглашению сторон.
https://www.youtube.com/watch?v=wkmJsI9dOCM
Суд первой инстанции сделал заключение, что владельцы помещений в спорном доме не могут создавать препятствия для жителей других домов в пользовании пешеходной дорожкой. Орган ГЖН правильно установил, что на этой территории действует публичный сервитут. Предписание ведомства осталось в силе, а иск УО суд отклонил.
Компания подала жалобу в апелляционный суд, указав, что у жителей соседнего дома есть возможность пользоваться пешеходной зоной: в заборе есть ворота и калитка. Но судья признал этот довод несостоятельным и поддержал решение коллег.
Могут ли жители соседних домов требовать демонтажа забора вокруг МКД
Сервитут во дворе МКД устанавливается по соглашению сторон или по судебному решению с обязательной госрегистрацией
Управляющая организация обратилась в кассационный суд, настаивая на том, что жители соседнего МКД имеют беспрепятственный проход по двору спорного дома через ворота. Установленный забор не нарушает их прав.
Кассационный суд, принимая решение, сосредоточил внимание на вопросе, а есть ли на ограждённой придомовой территории публичный сервитут. О его наличии сказано в документах, составленных органом ГЖН по результатам проверки деятельности управляющей домом организации.
Но, как отметил судья, сервитут появляется по соглашению сторон и подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 3 ст. 274 ГК РФ). В соответствии с ч. 2 ст.
23 ЗК РФ, публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом органа власти или муниципалитета в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.
В силу ч. 5 ст. 36 ЖК РФ споры об установлении обременения земельного участка правом ограниченного пользования разрешаются в судебном порядке. Основанием для государственной регистрации сервитута при наличии спора является решение суда, принятое в соответствии с ч. 3 ст. 274 ГК РФ.
Согласно кадастровой выписке на спорный земельный участок, никаких обременений для организации прохода в его границах не установлено. Наличие публичного сервитута, установленного в предусмотренном законом порядке, ничем не подтверждено.
Кассационный суд сделал вывод, что предыдущие инстанции не исследовали вопросы о том:
- обременён ли участок публичным сервитутом на законных основаниях;
- есть ли соглашение сторон об этом или судебный спор по условиям обременения;
- признано ли решение ОСС недействительным в судебном порядке.
Судья указал, что орган Госжилнадзора не может подменять судебные органы: признавать решение ОСС недействительным или разрешать споры об установлении сервитута земельного участка. Решения первой и апелляционной инстанции были отменены, иск УО удовлетворён: суд признал предписание незаконным. Верховный суд РФ согласился с такой точкой зрения и не нашёл оснований для пересмотра дела.
Орган ГЖН не вправе в одностороннем порядке устанавливать сервитут на земельном участке МКД
Итог судебного дела, закреплённый Верховным судом России, в очередной раз показал, что органы Госжилнадзора не могут выходить за рамки своих полномочий.
В законодательстве указано, что сервитут устанавливается сторонами вопроса: собственником земли и тем, кто хочет получить ограничительные права, либо же судом.
Ни надзорное ведомство, ни муниципальная власть не вправе в одностороннем порядке решить, что на придомовой территории установлен сервитут.
Также не могут этого утверждать жители домов, которым собственники помещений соседнего МКД перекрыли привычную тропинку к остановке через свой двор.
Ранее мы писали о судебном деле, в котором апелляционная инстанция указала на то, что если установленный вокруг МКД забор находится на придомовой территории и его монтаж согласован на ОСС и муниципальными властями, то ограждение не является незаконным.
Препятствием для установки забора не может стать недовольство жителей соседних домов, у которых из-за этого удлиняется путь до остановки или магазина или одностороннее решение органа ГЖН о том, что территория МКД обременена сервитутом.
Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута
Управа района Выхино-ЖулебиноУправа района Выхино-Жулебино
Сервитут – это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;
· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;
· для обеспечения других нужд землевладельца.
Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.
Как заключить соглашение о сервитуте?
Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.
Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.
Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).
Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.
Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:
· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;
· цели и основания установления сервитута;
· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).
Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто – вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).
Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре.
Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.
После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.
Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», – отметил заместитель директора – главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.
Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Свердловской области
Разъясняет старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе М.А. Васильева.
В соответствии со ст. 274 Гражданского кодекса РФ земельный сервитут дает право ограниченного пользования чужим земельным участком. Сервитут устанавливается по соглашению сторон или судом.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков.
Цели установления публичного сервитута закреплены в ч. 4 ст. 23 Земельного кодекса РФ, среди которых наиболее распространенная – проход или проезд через земельный участок.
Основанием для установления публичного сервитута является необходимость защиты интересов неопределенного круга лиц, которую нельзя обеспечить другим способом.
Обременение в виде публичного сервитута возможно в отношении земельных участков, находящихся как в частной, так в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданных в срочное или бессрочное пользование.
После установления публичного сервитута правообладатель земельного участка может его продать или иным образом передать права на землю. При этом, силу ч. ч. 5, 6 ст.
23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут не прекратится и его условия не изменятся.
Срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.
Основными принципами установления публичного сервитута являются его оптимальность и установление на наименее обременительных условиях для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.
Изложенное означает, что до принятия решения об установлении публичного сервитута орган государственной власти или местного самоуправления проверяет, что иных способов обеспечить проход, проезд к социально-значимым объектам для неопределенного круга лиц не имеется, либо устанавливаемое обременение (проезд, проход) является наиболее коротким (удобным), а также убеждается в том, что сервитут установлен на наименее обременительных условиях и собственник или иной законный владелец земельного участка не будет лишен возможности использовать земельный участок по целевому назначению.
В соответствии с ч. 2 ст. 48 Земельного кодекса РФ публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.
Публичный сервитут, установленный на определенный срок согласно ч. 3 ст. 48 Земельного кодекса РФ считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек срок публичного сервитута.
Решение уполномоченного органа в данном случае не требуется.
- Кроме этого, рассматриваемое вещное право можно прекратить в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка, к примеру, если из-за осуществления публичного сервитута невозможно использовать такой участок по его целевому назначению.
- По общему правилу плата за установленный публичный сервитут не взимается, однако в случае если его установление существенно затрудняет использование земельного участка, соответствующая соразмерная плата может быть установлена.
- Сведения о публичном сервитуте вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
Вс рф о сервитуте. в интересах единообразия
Подведомственность
По общим правилам к подведомственности арбитражных судов относятся дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (п. 1 ст. 27 АПК РФ).
Вместе с тем одно лишь обстоятельство, что сервитут испрашивается в отношении недвижимого имущества, которое может быть использовано для предпринимательской деятельности, еще не свидетельствует о том, что спор носит экономический характер и подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Равно как и в случае возникновения спора между субъектами предпринимательской деятельности в отношении объекта, не используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
Например, как отметила высшая судебная инстанция по одному из дел, спор о прекращении сервитута, установленного ранее по решению арбитражного суда, подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции с учетом субъектного состава, поскольку собственник земельного участка, в отношении части которого был установлен данный сервитут, утратил статус индивидуального предпринимателя (п. 2 Обзора).
Незаконная реконструкция
Заслуживает внимания позиция, отраженная в п. 3 Обзора, по вопросу о возможности установления сервитута для обеспечения прохода или проезда к самовольной постройке, в том числе к новому объекту, возникшему в результате самовольной реконструкции.
В рамках приведенного в Обзоре дела установлено, что объект, в отношении которого было заявлено требование об установлении сервитута (здание склада), был незаконно реконструирован (на месте демонтированного здания без разрешения на строительство возведен новый объект капитального строительства).
Суды пришли к выводу о том, что в таком случае истец как лицо, самовольно построившее новый объект, с учетом положений ст. 222, 274 ГК РФ не приобретает на него права собственности и, соответственно, не вправе требовать от собственника соседнего земельного участка установления сервитута.
Публичный и частный сервитуты
Одно из наиболее интересных, с нашей точки зрения, разъяснений содержится в п. 4 Обзора. Согласно данному пункту возможность установить публичный сервитут для ремонта и эксплуатации линейного объекта не лишает собственника линейного объекта права требовать от собственника земельного участка установления частного сервитута для тех же целей.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст.
23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры.
В таком случае сервитут устанавливается по результатам публичных слушаний на основании акта уполномоченного органа для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения.
В свою очередь, положения п. 1 ст. 274 ГК РФ предусматривают установление частного сервитута по соглашению собственника участка и собственника линейного объекта либо по решению суда, в том числе для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов.
В Обзоре анализируются судебные акты по делу о защите интересов собственника газопровода, обратившегося к собственнику земельного участка для установления частного сервитута в целях эксплуатации и ремонта газопровода, обеспечивающего газоснабжение многоквартирного дома.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, сославшись на приведенные выше нормы земельного законодательства и мотивировав свое решение тем, что использование истцом чужого земельного участка для указанных целей возможно на основании публичного сервитута.
Суд кассационной инстанции с позицией суда первой инстанции не согласился, указав, что сама по себе потенциальная возможность установить публичный сервитут для эксплуатации линейного объекта не может являться основанием для отказа в установлении частного сервитута для тех же целей в порядке ст. 274 ГК РФ. Данная позиция была поддержана высшей судебной инстанцией.
Необходимо отметить, что в практике до настоящего времени прослеживалось четкое разделение институтов частного и публичного сервитута в зависимости от круга лиц, в интересах которых сервитут устанавливается.
Согласно существовавшей позиции судов, публичный сервитут всегда направлен на обеспечение интересов неограниченного круга лиц и публичных интересов, в связи с чем в принципе не может быть установлен в интересах частного лица (1.
Определив, что в установлении публичного сервитута отсутствуют явно выраженный публичный интерес или воля местного населения, суды признавали законным отказ уполномоченного органа в установлении публичного сервитута (2.
В пункте 4 Обзора Верховный cуд отходит от приведенной позиции, фактически допуская при одних и тех же обстоятельствах (необходимость эксплуатации и ремонта инженерных сетей, подведенных к многоквартирному дому) установление как публичного сервитута в интересах местного населения, так и частного сервитута в пользу собственника инженерных сетей.
Такой подход, по нашему мнению, будет способствовать решению наболевшего вопроса эксплуатации инженерных сетей, расположенных на чужом земельном участке, предоставляя собственнику сетей право использовать различные механизмы: как обращение в уполномоченный орган за установлением публичного сервитута, так и право требовать установления частного сервитута от собственника земельного участка.
Кто может требовать?
В пункте 5 Обзора приводится еще одна позиция, которая, на наш взгляд, позитивно скажется на формировании единообразной правоприменительной практики. Верховный суд подтвердил право собственника земельного участка, на котором расположен чужой линейный объект, требовать от собственника такого объекта установления частного сервитута.
В Обзоре приводится спор между собственником участка, на котором расположены опоры линии электропередачи, и собственником данного линейного объекта об установлении сервитута. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, указав, что по смыслу ст. 274 ГК РФ требовать установления сервитута вправе только собственник линейного объекта, а не собственник участка.
Суд кассационной инстанции определил, что объект возведен на участке после возникновения права собственности истца (вопросы наличия согласия собственника на строительство объекта на его участке и, следовательно, правомерности строительства в Обзоре не отражены), собственник линейного объекта фактически пользовался земельным участком, однако от установления порядка пользования и платы уклонялся.
С учетом изложенного суд округа направил дело на новое рассмотрение, указав, что ст.
274 ГК РФ не ограничивает право собственника участка обратиться к собственнику линейного объекта, возведенного после возникновения частной собственности на земельный участок, с требованием об установлении сервитута. Суд также принял во внимание тот факт, что истцу уже было отказано в удовлетворении негаторного и виндикационного исков.
Безусловно, в ситуации, когда собственником земельного участка исчерпаны иные способы защиты, в частности, ему отказано в освобождении участка от чужого объекта, а правообладатель линейного объекта уклоняется от решения вопросов о порядке пользования участком и установления платы, фактически единственным инструментом защиты интересов собственника земельного участка остается обращение с требованием об установлении возмездного сервитута. Справедливости ради стоит отметить, что схожая позиция высказывалась ранее Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 19.03.2013 № 15104/12.
- Вместе с тем, по нашему мнению, данная позиция, изложенная в Обзоре применительно к случаям строительства линейного объекта после возникновения права частной собственности истца, должна толковаться шире.
- Представляется, что собственник участка вправе требовать установления возмездного сервитута и в случае, когда земельный участок приобретен им с уже возведенными линейными объектами, однако отношения собственника линейного объекта с предыдущим собственником земельного участка по каким-либо причинам не были формализованы.
- Логически связанная с проанализированным подходом Верховного суда позиция отражена в пункте 6 Обзора, в котором разъяснено, что, если основания, по которым установлен сервитут, отпали, с требованием о прекращении сервитута вправе обратиться в суд как собственник земельного участка, обремененного сервитутом, так и собственник участка, для обеспечения использования которого был установлен сервитут.
- Плата за сервитут
- Учитывая количество споров, связанных с установлением платы за сервитут, Верховный cуд также выявил критерии определения судом размера платы за сервитут, а также порядок ее установления и изменения, а именно (п. 12, 13 Обзора):
1. Плата за сервитут определяется исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон и срока установления сервитута.
В частности, отмечено, что размер платы за сервитут должен быть соразмерен материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя при этом ограничения и затраты, которые возникают у собственника земельного участка, обремененного сервитутом (например, расходы, связанные с необходимостью организации проезда через земельный участок, со сносом или с переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части земельного участка в надлежащем состоянии).
2. Такая плата может иметь форму как единовременного платежа, так и периодических платежей, при этом допускается установление комбинированной платы, состоящей из единовременной платы и периодических платежей.
3. Обязанность по представлению доказательств обоснованности предлагаемого размера платы за сервитут возлагается на истца, в том числе путем назначения экспертизы, при этом ответчик при несогласии с предложенным размером оплаты вправе представить суду доказательства в обоснование своих возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, ч. 1 ст. 65 АПК РФ).
4.
Условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы, при этом каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (о ее увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника, обремененного сервитутом (например, в случае изменения интенсивности движения и грузоподъемности автотранспортных средств обладателя сервитута).
Важно отметить, что в п. 12 Обзора наконец сформулирована однозначная позиция о возможности установления безвозмездного сервитута: такой сервитут допустим при согласии собственника обременяемого объекта недвижимости на безвозмездное пользование.
- Приведенная выше позиция примечательна прежде всего тем, что ранее в практике неоднократно высказывалась позиция о недопустимости установления судом бесплатных сервитутов, поскольку таковые не предусмотрены законом (3.
- Определение условий
- Помимо приведенных позиций, Верховный cуд в Обзоре также уточнил сложившиеся в практике подходы к разрешению дел, связанных с установлением сервитута и определением его условий, в частности:
- 1) недостижение согласия об установлении сервитута или о его условиях является достаточным основанием для обращения в суд, законодательством не предусматривается обязательного досудебного порядка урегулирования спора об установлении сервитута, направление дополнительной претензии в случае недостижения сторонами соглашения не требуется (п. 1 Обзора);
- 2) установление сервитута возможно только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом) (п. 7 Обзора);
- 3) недопустимость установления сервитута если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать участок в соответствии с разрешенным использованием земельного участка (п. 8 Обзора);
- 4) обеспечение соблюдения баланса интересов сторон при выборе наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут, условий установления сервитута (например, при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок) (п. 9 Обзора);
5) удовлетворяя требования об установлении сервитута, суд должен определить все условия, на которых он устанавливается (сведения о земельных участках, вид, содержание, сферу действия сервитута, срок, условия о плате, виды работ, если сервитут устанавливается для проведения ремонтных или иных работ, и др.) (п. 10 Обзора) (4.
Стоит отметить, что критерии допустимости установления сервитута и рекомендации в отношении выбора оптимального варианта его установления неоднократно отражались в судебных актах Президиума ВАС РФ, КС РФ и единообразно применяются в актуальной судебной практике (5.
С учетом вступившего в законную силу нового Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Верховный cуд также отметил, что в отсутствие в ЕГРН (до 1 января 2017 года – в ГКН) сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом, не препятствует государственной регистрации сервитута, кроме случаев, установленных законом (п. 11 Обзора).
Приведенные Верховным cудом позиции по спорам об установлении сервитута на земельный участок, обобщенные в едином Обзоре, внесли ясность во многие неоднозначные вопросы, существовавшие в практике разрешения судами данной категории дел.