Государственной собственностью в Российской Федерации является имущественная база, находящаяся во владении государства или в федеральной принадлежности. Сюда отнесем материальные и нематериальные ресурсы, которые принадлежат субъектам России.
Государственная собственность — это в экономике крупный сектор объектов, к которым относятся военная часть, дошкольные и школьные заведения, государственное медицинское учреждение, заповедник, архитектурный памятник и многое другое.
Некоторые из этих объектов не только государственная собственность, но и муниципальные владения.
Госсобственность отличается тем, что в местах ее существования рыночные перспективы являются ограниченными, однако эти объекты необходимы для нормального функционирования общественной жизни.
Государственный, федеральный объект практически всегда функционирует менее эффективно, чем частный субъект или предприятие. Причиной является отсутствие нацеленности на получение дохода от работы государственного органа.
Федеральная собственность — это:
- Предприятия, работающие в сфере обеспечения жизнедеятельности хозяйственного сектора Российской Федерации.
- Оборонные производственные предприятия.
- Концерны, обеспечивающие процесс работы федеральных властей, решающих управленческие и общероссийские задачи.
- Имущество, которое причисляется к национальным богатствам государства.
Особенности государственной формы собственности средств производства
Государственная собственность на средства производства относится к разновидностям правового института, он определяет полномочия страны в сфере владения, использования и распоряжения имущественными благами. К таким благам относятся сырьевые базы, инструментарий, недвижимость, производственные средства.
Государство, в котором действует социалистический уклад, определенный государственный, общественный строй, отличается наличием единственной формы владения производственными средствами.
Субъектами государственной собственности в Российской Федерации являются различные населенные пункты, областные центры, само государство. Однако производственные средства признаны общественными ресурсами, их могут использовать все желающие.
В социалистической системе хозяйствования действует иной принцип – производственные средства находятся в социалистической собственности.
В каких отраслях производственные средства могут относиться к собственности государства:
- Сектор экономики связан с масштабными первоначальными вложениями финансов.
- Для начала работы в данной области необходимо привлечь значительный ресурсный потенциал в научной сфере, проектной или изыскательной направленности.
- Для отрасли характерны высокие предпринимательские риски.
- Велика вероятность получения хорошей прибыли, но только через определенный промежуток времени.
- Отрасль окажет влияние на экономический прогресс в будущем при правильном ведении дел.
Отсюда следует, что субъектами права государственной собственности являются все объекты, чья деятельность регулируется государственной властью с целью достижения положительных результатов для страны в целом. В развитых странах власти стремятся использовать свое право собственности на производственные средства в следующих экономических направлениях:
- Отрасли, значимые для общественной жизни всей страны, но не доступны для частных инвесторов по причине высокого уровня первичных затрат и низкой прибыли на этапе развития бизнеса.
- Направления, играющие важнейшую роль в экономическом развитии государства, но пребывают в упадочном состоянии. Для восстановления таких секторов необходимо привлечь трудовые, финансовые, научные ресурсы. Кроме этого, исследуется каждый пример реализации схемы восстановления с целью разработки безошибочного плана.
Одним из вариантов является национализация предприятий, которые приносят убытки, с целью их восстановления и развития. Национализация — это в обществознании переход собственности из частных рук государству, называется так процесс по причине начала работы государственных властей над восстановлением завода, компании или отрасли. Основные цели национализации:
- Внедрение инновационных технологий экономической деятельности на государственном уровне с целью обновления определенного сектора.
- Осуществление стабилизации экономических рынков, оборотов.
- Восстановление и наладка приоритетных производственных направлений в экономическом развитии государства.
Виды государственной собственности
Российская Федерация регламентирует муниципальную и государственную форму владения, как результат масштабной передачи обществу имущественных благ. Это природные богатства, финансовые ресурсы, предметы использования, материальные и вещественные производственные средства.
Эти объекты были выведены из частного владения, а права пользования частично или полностью получили управленческие органы государства. Уполномоченный владелец – российский народ. Форма владения может быть муниципальной и государственной. На ее принадлежность влияют политические, социальные обстоятельства.
Некоторую роль играют экономические факторы.
Субъекты муниципального и государственного владения:
- Страна, народность страны.
- Население автономного региона.
- Территориальное, административное образование.
- Поселок, город, район.
На официальном уровне собственность муниципалитета и государства разделяют на три класса:
- Федеральные, государственные владения, принадлежащие Федерациям.
- Владения муниципалитета, которые пребывают во власти местного управленческого органа.
- Владения государства, федеративных субъектов, которые причисляются к субфедеральной собственности.
В основе государственной собственности лежат сложные, взаимосвязанные, многообразные взаимоотношения. Они выстраиваются на базе иерархии, с учетом ряда принципов:
- Государственный аппарат и госпредприятие – это реальные предприниматели и производители продукции. Между ними действует соответствующая взаимосвязь.
- Центральные и региональные органы, региональные и местные звенья связаны между собой.
- Государственная власть и принципы управленческой деятельности основываются на владении, использовании, применении имущества, которое принадлежит державе, с целью формирования государственного бюджета.
Три особенности государственной формы собственности
Государственная собственность может быть представлена в трех формах:
- Государственные управленцы принимают участие в оборотном процессе обмена имуществом, опираясь на собственную компетенцию, конкретное государственное образование.
- Субъект государственных владений – соответствующее публичное, правовое, государственное образование Российской Федерации, или входящие в их состав элементы.
- Объект владений государства, имеющий особый статус. Сюда относится оборонная отрасль, континентальный шельф, бюджет страны.
Особенность государственного права владения заключается в возможности России, как субъекта, самостоятельно устанавливать собственные принципы регулирования отношений собственника на имущество и других лиц. Из оборота изымаются следующие виды собственности:
- Транспортные предприятия.
- Здания, где проходят заседания властей.
- Угледобывающие концерны.
- Нефтедобывающие предприятия.
- Газодобывающие заводы.
- Связные концерны.
- Промышленные организации.
Охарактеризуйте содержание права собственности государства
Субъективный смысл понятия «государственная собственность”»– возможность властей использовать, распоряжаться и владеть определенными ресурсами или объектами.
При этом они находятся под охраной закона, имеют определенную материальную ценность. Владение собственностью позволяет охранять и учитывать имущественную базу.
Субъекты страны или страна могут передать имущество государственной организации, предприятию. При этом право собственности сохраняется за государством.
Права на пользование – это закрепленная за властями возможность регулярно получать прибыль или другую выгоду из имущественной и материальной ценности. При этом выгода идет на пользу всему населению государства. С ее помощью субъекты стараются удовлетворить материальные, моральные, трудовые потребности граждан.
Юридическая судьба имущественной базы зависит от ряда факторов. Это ее состояние, принадлежность, назначение, публичная заинтересованность и многое другое.
Передача государственной собственности в частные руки
Переход государственной собственности в частную называется приватизацией. Это одна из распространенных форм, позволяющих преобразовать муниципальную или государственную собственность в частную. Данный процесс называется разгосударствлением.
Наиболее яркие примеры данного процесса отмечались в 1990 годах. Тогда государственные власти массово отдавали заводы и концерны частным владельцам.
Национализацией называют процесс передачи во владения страны земельных, промышленных ресурсов, банковских или транспортных предприятий, которые ранее находились в собственности акционерных обществ, частных лиц. Здесь допускается безвозмездный тип экспроприации или правило частичного выкупа.
В России бум на национализацию пришелся на Октябрьскую революцию. На тот момент все заводы, фирмы и концерны массово получили статус государственных предприятий. На сегодняшний день национализация частных владений на безвозмездной основе запрещена.
Смотри также: Формы собственности: что это такое, описание, характеристики
Понятие государственной собственности
Определение 1
Государственная собственность – это совокупность имущества, которое принадлежит Российской Федерации и ее субъектам на правах собственности.
Такое определение понятия государственной собственности дается статьей 214 Гражданского кодекса России.
В соответствии с этим определением можно выделить два уровня государственной собственности:
- во-первых, это федеральная государственная собственность, то есть то имущество, которое принадлежит Российской Федерации;
- во-вторых, это государственная собственность регионов России, то есть то имущество, которое принадлежит субъектам Федерации.
Согласно уровням государственной собственности выделяют два уровня управления этой собственностью:
- во-первых, федеральный уровень управления государственной собственностью;
- во-вторых, региональный уровень управления государственной собственностью.
- В качестве собственника в отношении государственной собственности выступают Российская Федерация и ее регионы.
- Всю совокупность государственной собственности также можно разделить на две части, одна из которых включает в свой состав то имущество государства, которое находится в его собственности, но закрепляется за определенными государственными учреждениями и предприятиями, наделяемыми правом пользования, владения и распоряжения этим имуществом на праве оперативного управления и хозяйственного ведения.
- Вторая часть имущества, находящегося в государственной собственности, не закреплена за государственными учреждениями и предприятиями, но включена в состав государственной казны Российской Федерации или ее субъектов.
- Источниками формирования государственной собственности является:
- государственное строительство;
- средства государственного бюджета;
- национализация предприятий иных форм собственности .
Замечание 1
Порядок отнесения имущества к собственности государства определяется федеральным законодательством.
Особенности управления государственной собственностью
Государственная собственность представляет собой огромную совокупность имущества, принадлежащего Российской Федерации и ее субъектам.
Как и любое иное имущество, государственная собственность требует тщательного и продуманного управления ею со стороны органов государственного управления.
К числу органов государственного управления, ответственных за осуществление управления государственной собственностью, относятся российское Правительство и иные органы государственного управления, входящие в систему исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.
Основным федеральным органом государственного управления, на который возложена функция управления государственной собственностью, является Росимущество или Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а также Роснедвижимость, то есть Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Первый из указанных органов осуществляет функцию управления имуществом государства, организует продажу государственного имущества, контролирует процесс приватизации. Второй из указанных органов государственного управления осуществляет регистрацию прав собственности и управление государственным кадастром.
Государственная собственность регионального уровня разделяется в соответствии с предметами ведения.
В состав государственной собственности регионального уровня включаются средства региональных бюджетов, инфраструктура регионального уровня, имущество, которое обеспечивает деятельность органов государственного управления регионального уровня, больницы, детские дома, диспансеры, земельные участки, не отнесенные к собственности федерации или муниципалитетов, акции, принадлежащие регионам, и прочее имущество.
Объекты исключительной государственной собственности
В отношении определенных объектов установлено исключительное право собственности государства на эти объекты. В соответствии с российским законодательством исключительное право собственности государства распространяется на следующие виды объектов:
- природные объекты в виде водного и воздушного пространства, недр, шельфовых зон, земельных участков, лесов и прочего;
- оборонные объекты собственности, включающие в свой состав имущество Вооруженных сил России и иное имущество, обеспечивающее функционирование Вооруженных сил России;
- объекты отраслей экономики инфраструктурного назначения и общефедеральной значимости. К таким объектам относят железную дорогу, автодороги, нефте- и газопроводы, линии электропередач и прочее;
- объекты стратегического назначения. К числу таких объектов относят гидроэлектростанции, атомные электростанции, военно-промышленный комплекс, объекты, характеризующиеся уникальностью и так далее. В отношении объектов третьего и четвертого пунктов установлено право на частную собственность в пределах 25% акций;
- объекты, составляющие культурно-историческое наследие. К данному виду объектов относят заказники, памятники культуры, заповедники, национальные парки общефедерального значения;
- прочие объекты. В эту группу включаются объекты, не упомянутые в ранее перечисленных группах. Например, объекты, в отношении которых установлены правила обязательной федеральной регистрации, то есть морские воздушные суда, суда внутреннего плавания, объекты космического назначения. Также эта группа включает в себя бюджетные средства, акции, принадлежащие государству, золотой, валютный и алмазные фонды, недвижимые объекты государственной собственности, находящееся за границей и так далее.
Особый вид государственной собственности составляет бесхозное имущество, в отношении которого Российская Федерация наделяется монопольным правом собственности. Монополия государства также устанавливается в отношении всех видов земель, за исключением сельскохозяйственных земель, земель поселений и отраслей экономики.
Государственная собственность | это… Что такое Государственная собственность?
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в РФ выступает в виде федеральнойсобственности и собственности республик, входящих в РФ, автономной об ласти, автономных округов, краев и областей. Словарь финансовых терминов. Государственная собственность Государственная собственность… … Финансовый словарь
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в … Современная энциклопедия
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — форма собственности, при которой имущество, в т. ч. средства и продукты производства, принадлежит государству полностью либо на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных… … Большой Энциклопедический словарь
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — см. СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам РФ (собственность субъекта РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц… … Юридический словарь
- Государственная собственность — (англ state property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ республикам, краям … Энциклопедия права
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ РФ — собственность, принадлежащая как РФ в целом, так и субъектам Федерации входящим в нее республикам, областям и т.д. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности Федерации: золотой запас, алмазный и валютный фонды, имущество… … Юридическая энциклопедия
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Экономический словарь
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — (state ownership) См.: государственный сектор (public sector). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов
- государственная собственность — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN national domain … Справочник технического переводчика
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — одна из форм собственности, субъектами распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности,… … Юридическая энциклопедия
Государственная собственность — урок. Обществознание, 8 класс
Помимо частной собственности в нашем государстве существует ещё и государственная собственность.
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пример:
к государственной собственности можно отнести военные части, национальные природные парки, государственные университеты и т. д.
В самом общем плане можно сказать, что всё, что не относится к частной и муниципальной собственности, относится к государственной.
Часто объекты государственной собственности существуют там, где возможности рынка ограничены, но без этих объектов нормальное функционирование общества невозможно.
При этом государственная собственность может функционировать с меньшей эффективностью, чем, скажем, объекты частной собственности. Это связано с тем, что главной целью государственной собственности не является получение прибыли.
Пример:
таким примером может служить Федеральный университет, где главной целью объекта собственности служит эффективный образовательный процесс, а не прибыль.
Согласно постановлению Верховного Суда РФ от (27).(12).(1991) года государственная собственность в Российской Федерации делится на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе РФ и муниципальную собственность.Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:
- объекты, которые составляют основу национального богатства страны.
- Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
- Объекты оборонного производства.
- Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
- Прочие объекты.
Пример:
1. ресурсы континентального шельфа, заповедники, художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения и т. д.2. Государственная казна РФ, имущество вооружённых сил, высшие учебные заведения и др.3.
Предприятия, которые производят военную продукцию.4. Федеральные автомобильные дороги общего пользования, телевизионные и радиопередающие центры и др.5.
Предприятия фармацевтической промышленности, спиртовой и ликёроводочной промышленности.
Объекты федеральной собственности, которые не относятся исключительно к федеральной собственности, могут быть переданы в собственность субъектов в составе РФ, т. е. в собственность областей, краёв, республик.
Пример:
учреждения народного образования, здравоохранения, средние специальные и профессиональные учебные заведения, элеваторное хозяйство (зерновой элеватор), предприятия рыбопромысловой промышленности.
Государственное имущество может пополняться в результате национализации либо уменьшаться вследствие приватизации.
Национализация — это передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.
Пример:
огромная по объёмам национализация происходила в нашей стране в (1918) году после Октябрьской революции, когда все предприятия стали государственными в результате безвозмездной экспроприации. Сегодня же государство не может национализировать частную собственность безвозмездно.
Приватизация — это форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи государственной (муниципальной) собственности в частные руки (разгосударствление).
Пример:
самые частые случаи приватизации в нашей стране происходили в (1990)-е годы, когда государство передавало предприятия в частные руки.
В широком смысле субъектом государственной собственности является весь народ Российской Федерации.
При этом управляют государственной собственностью кабинет министров и государственные органы, при этом ключевую роль выполняют Министерства Российской Федерации и другие органы исполнительной власти.
Объектом государственной собственности является собственность государства, перечисленная ранее.
Источники:
http://www.consultant.ru Консультант Плюс.https://investments.academic.ru Академик.
Понятие государственной собственности
- СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- 1 Понятие государственной собственности
- 1.1 Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности
- 1.2 Основные обязанности органов государственной власти по вопросам управления государственным имуществом
- 2 Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом
- Заключение
- Библиографический список
- ВВЕДЕНИЕ
В Российской Федерации государственная собственность долгое время оставалась ведущей формой собственности и имела наибольший удельный вес. Концентрация имущества в государственной собственности и, как следствие, ограничение имущественной сферы и правомочий других собственников, исключение частной собственности как таковой не дало положительных результатов.
В настоящее время законодательством закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, включая и государство (ст. 2 ГК РФ).
Условиями, обеспечивающими равенство субъектов в отношениях собственности, явилось лишение государства ряда преимуществ (отказ от нераспространения исковой давности на требования о возврате государственного имущества из чужого незаконного владения и некоторых других льгот) и закрепление за всеми собственниками равного права на защиту их собственности (п. 4 ст. 212 ГК РФ).
Действующее законодательство рассматривает государственную и частную собственность не как противостоящие друг другу формы собственности, а как две составляющие экономических отношений собственности, не имеющие политической окраски.
В сложной системе экономических отношений государственная собственность представляет собой форму собственности, имеющую целью общенародное присвоение имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан.
Совпадение общенародных и государственных интересов в сфере присвоения материальных благ основывается на конституционном положении, согласно которому носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч.1 ст.
3 Конституции РФ).
Актуальность выбранной темы заключается в том, что постоянно идет реформирование и разделение прав владения на объекты федеральной собственности.
Таким образом, в контрольной работе можно поставить цель исследования, заключающуюся в рассмотрении основных объектов федеральной собственности и правомерности применяемых в ней принципов и методов управления.
- Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- 1) Классифицировать объекты государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;
- 2) Определить права и обязанности исполнительных органов, следящих за проводимыми операциями с государственным имуществом;
- 3) Объяснить роль принципов управления федеральной собственностью с целью ее оптимального использования.
- Объектом исследования в данной работе является вся государственная собственность, принадлежащая РФ.
- Предмет исследования – государственные мероприятия по оперативному управлению федеральной собственностью, с целью минимизации затрат на ее содержание, а также максимизации прибыли от ее использования, а также для привлечения иностранного капитала.
- Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды зарубежных и российских экономистов, социологов и политологов, а также нормативные акты и постановления Правительства РФ по вопросам управления государственной собственностью.
- В структуру работы входят введение, два раздела, заключение и библиографический список – всего 17 страниц.
- Понятие государственной собственности
- Государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
- Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ ст. 294, 296.
- Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
- Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.
- 1.1 Объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности[1]
- Объекты, составляющие основу национального богатства страны:
- — Ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации.
- — Охраняемые или особым образом используемые природные объекты (заповедники, в том числе биосферные, национальные природные парки, курорты, а также заказники, имеющие общереспубликанское значение).
- — Объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности, учреждения культуры общероссийского значения, расположенные на территории Российской Федерации.
- Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач:
- — Государственная казна Российской Федерации (средства республиканского бюджета Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, фонда социального страхования и других государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации; золотой запас, алмазный и валютный фонды).
- — Имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР.
- — Высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и другие объекты Российской Академии наук, отраслевых академий наук, Министерства образования Российской Федерации, Министерства науки и технической политики Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, государственных научных центров.
- — Предприятия и объекты геологической, картографо-геодезической, гидрометеорологической службы, контроля за состоянием и охраны окружающей природной среды и природных ресурсов.
- — Предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы, службы защиты растений.
- — Предприятия патентной службы, стандартизации и метрологии, машиноиспытательные станции и полигоны.
- — Государственные запасы и мобилизационные резервы, а также предприятия, обеспечивающие их сохранение.
- — Предприятия исправительно-трудовых учреждений и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Российской Федерации.[2]
- Объекты оборонного производства:
- — Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях — независимо от доли военных заказов.
- — Защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
- Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства:
- — Предприятия добывающей промышленности, за исключением добычи местного сырья (определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации).
- — Предприятия топливно-энергетического комплекса.
- — Предприятия и объекты электроэнергетики
- — Предприятия и объекты отраслей железнодорожного, воздушного и трубопроводного транспорта, речного и морского флота, предприятия газификации.
- Федеральные автомобильные дороги общего пользования и обслуживающие их организации.
- — Предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры.
- — Государственные племенные и конные заводы и совхозы, селекционно-гибридные центры, государственные семенные инспекции и лаборатории по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательные станции и участки, предприятия и хозяйства по производству ценных и анадромных видов рыб, серпентарии.
- Прочие объекты:
- — Предприятия фармацевтической промышленности, промышленности медико-биологических препаратов.
- — Предприятия и организации по производству спиртовой и ликеро-водочной продукции.
Вс разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю
17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.
Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок
В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста.
При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено.
Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.
Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.
21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок.
Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости.
Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок.
По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.
Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества
Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.
Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение.
Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.
Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона).
Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.
Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.
Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований
В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя.
При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено.
Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.
Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.
ВС РФ не согласился с выводами окружного суда
Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.
ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю.
При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.
Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях.
«Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования.
При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.
В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.
1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ.
При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.
Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.
Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда
Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю.
«Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.
1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».
Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией.
Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.
Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.
Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка.
«Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права.
Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.
По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона.
«Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие.
Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.