Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий

Улучшение жилищных условий возможно при помощи государственной или муниципальной власти. В России действуют разные программы, доступные определенным категориям граждан. Чтобы воспользоваться правом на такую меру поддержки, необходимо обратиться в администрацию или МФЦ с заявлением и приложить документы, подтверждающие необходимость выделения помощи.

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий

Встать в очередь на улучшение жилищных условий

Улучшение жилищных условий для семей и отдельных граждан возможно, если они считаются нуждающимися. К данной категории относят граждан, соответствующих условиям:

  • Отсутствие собственного жилья как по договору соцнайма, так и в собственности.
  • Наличие жилья в собственности или по договору социального найма, если его площадь недостаточна.
  • Принадлежащая жилая площадь не соответствует нормам, установленным в Постановлении Правительства РФ №47.
  • На территории жилого помещения, занимаемого сразу несколькими семьями, находится гражданин с заболеванием, которое может нанести вред окружающим.

При этом семья, претендующая на включение в программу улучшения жилищных условий, должна быть признана малоимущей. Признание возможно администрацией муниципального образования, на основании имеющегося имущества и дохода. В расчет берется только недвижимость и транспорт.

Очередь на улучшение существует потому, что власти не могут предоставить объекты всем. Жилье выдается тем, кто обратился раньше, по мере пополнения жилого фонда.

В некоторых субъектах существуют особые программы, направленные на улучшение условий некоторых категорий граждан. Из условия следует уточнять индивидуально. Например, возможны программы с предоставлением земельных участков многодетным семьям или на выделение средств на покупку земли.

Постановка на учет производится по месту регистрации. Проходит она в две стадии. Первая — подтверждение статуса малоимущего. Необходимы следующие бумаги:

  • Заявление о признании статуса малоимущего. Оформляется по установленной форме.
  • Паспорт или иной документ, подтверждающий личность. Например, временное удостоверение.
  • Свидетельство (о регистрации или расторжении брака).
  • Документ, подтверждающий место жительства. Это может быть справка о составе семьи, полученная ранее (документ уже не выдается), домовая книга, судебный акт.
  • Правоустанавливающие бумаги на недвижимость, принадлежащую семье.
  • Документация о принадлежащих транспортных средствах.
  • Отчет эксперта относительно транспорта. Необходим, чтобы подтвердить рыночную стоимость машины.
  • Справка, подтверждающая кадастровую стоимость квартиры или дома.
  • Справка 2-НДФЛ.
  • Документы, подтверждающие доходы индивидуального предпринимателя.
  • Бумаги, подтверждающие размер алиментов за последний год.
  • Справки, подтверждающие размер иных выплат (пенсий, пособий, стипендий).
  • Бумаги, указывающие на доходы от проданной за прошлый год недвижимости.
  • Документы, подтверждающие отбывание наказания в местах лишения свободы одним из членов семьи.

Дополнительно необходима доверенность, если заявление и приложения передаются не самим заявителем, а его представителем.

Но этого недостаточно, что встать в очередь на улучшение жилищных условий. Эти документы лишь подтверждают статус малоимущего.

Второй шаг — подтверждение нуждаемости в улучшение условий. Для этого нужны иные документы:

  • заявление установленного образца;
  • паспорт или иной документ, подтверждающий личность;
  • свидетельства о рождении детей;
  • свидетельство о браке или о его расторжении;
  • документы, подтверждающие права на помещение;
  • документ, указывающий на статус малоимущего;
  • медицинские документы, подтверждающие наличие заболевание, которое может нанести вред окружающим.

В регионах устанавливаются особые требования к предоставляемым документов. Перечень будет отличаться. Но, как правило, капитал на улучшение жилищных условий или готовое жилье выдается после документального подтверждения всех важных фактов — отсутствия имущества, его незначительность, неспособность приобрести квартиру или дом самостоятельно.

Подать документы на признание нуждающимся в улучшении жилищных условий

Улучшение жилищных условий многодетным семьям или отдельным гражданам реализуется через администрацию муниципального образования. Заявитель вправе обратиться через МФЦ. Такой вариант будет гораздо быстрее и проще.

Еще один способ — использовать портал Государственных Услуг. Для этого нужно иметь подтвержденную страницу. Заявление оформляется на сайте, приложения — в формате pdf.

Можно использовать для улучшения жилищных условий материнский капитал. Допускается не только приобретение нового объекта, но и улучшение старого. Например — пристройка комнаты к дому. Процедура оформляется через Пенсионный Фонд РФ.

Подать заявление на улучшение вправе каждый. Но при несоответствии требованиям администрация ответит отказом. Муниципалитеты не имеют возможности выдавать жилье всем подряд, поэтому тщательно проверяют каждого кандидата.

Улучшение жилищных условий с помощью государства или муниципального образования возможен, если семья или гражданин признаны нуждающимися. Документы рассматривает администрация, подать заявление можно напрямую или через МФЦ.

Получить юридическую помощь по вопросу улучшению жилищных условий можно на нашем сайте.

Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г

Признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий

1.      Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.

2.      Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё

При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.

Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.

Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:

Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).

Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.

К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).

Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).

На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.

При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.

Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.

Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника

При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.

Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.

Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.

Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.

Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).

4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.

Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.

Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.

Верховный суд РФ занял другую позицию и указал, что не обязательно, чтобы квартира была коммунальной. Нужны лишь доказательства отсутствия семейных отношений между проживающими, что они разные семьи (определения Судебной коллегии по гражданским делам от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10, от 19 ноября 2019 г. № 78-КГ19-48).

Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.

Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к.

оно предусмотрено другим пунктом статьи — пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п.

Читайте также:  Установка видеонаблюдения на общей территории МКД

3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)

5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним

По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).

В старой квартире сироты проживала её сестра, страдающая заболеванием из Перечня Минздрава № 987н, исключающем совместное с ней проживание (сестра фактически временно проживала у опекуна по другому адресу). Сирота также была зарегистрирована по месту пребывания у родственника в другом субъекте РФ.

Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.

Суды признали отказ законным.

Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).

6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.

7. Совместно зарегистрированный с очередниками по месту жительства, но проживающий отдельно гражданин не признаётся членом семьи очередников

При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).

ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.

Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.

  • В частности:
  • — у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3);
  • — прописанная, но совместно не проживающая сестра нанимателя является отдельной семьёй (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10);
  • — прописанный, но не вселявшийся в квартиру своей матери очередник, не имеет права на эту квартиру и в уровне его жилищной обеспеченности она не учитывается (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14 мая 2020 г. № 228-КА20-3);
  • — не должно учитываться жильё совместно прописанной двоюродной сестры и её мужа (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3);

— жильё прописанного, но проживающего отдельно брата, не учитывается в площади жилья сестры (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).

8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме

Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.

Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).

Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).

В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.

Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).

9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).

10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает

Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.

  1. Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.
  2. Суды согласились с законностью отказа.
  3. Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.

  4. Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.

Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст.

83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г.

№ 14-КАД20-9–К1.

МОО «Правозащитная организация «Восход»

23 марта 2021 г.

Улучшить жилье: кого нельзя исключить из списка нуждающихся — новости Право.ру

Роман и Елена Ивановы* жили с матерью в квартире площадью 47,5 кв. м. В ней брат и сестра были прописаны с детства, а в 2004 году получили по доле размером 1/3 в собственность. В 2009-м дочь вышла замуж за Дмитрия Горина*, у них родился ребенок. Собственного жилья у молодой семьи не было, они жили у тещи. А спустя время брату Роману досталась половина дома площадью 71,3 кв. м.

В 2012 году Гориных поставили на учет для улучшения жилищных условий как молодую семью. Чиновники исходили из нормы жилплощади, которую утвердил местный совет депутатов (12 кв. м. на 1 человека в квартире). Пятерым полагалось жилье площадью 60 кв м, а квартира была меньше.

Спустя год у Гориных родился второй ребенок, его тоже прописали в квартире тещи. А еще через год (в 2014-м) там решил зарегистрироваться глава семейства. Администрация района посчитала, что он это сделал намеренно для ухудшения жилищных условий.

Поэтому его решили не учитывать для получения льгот, а считать, что семья состоит из трех человек (мать и двое детей): «Муж административного истца исключен из состава семьи…

Постановлено считать состав семьи Гориной из трех человек (она и несовершеннолетние дети)».

семья была в списках, а потом ее исключили

А затем чиновники нашли, в чем еще Горины виноваты. В 2019 году их исключили из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Специальная комиссия при администрации Кингисеппского района Ленинградской области узнала, что брат Елены получил 1/2 доли в доме, и решила, что эту площадь тоже нужно учитывать.

А вместе с ней на каждого члена семьи Гориных приходилось больше учетной нормы для района. Значит, в перечень нуждающихся они не попадают.

Позиция трех судов

Но с этим Елена Горина не согласилась, она решила оспорить постановление администрации об исключении ее семьи из перечня нуждающихся. Для того, чтобы восстановиться в списках участников жилищных программ, она обратилась в суд.

Практика Верховный суд назвал критерии признания человека нуждающимся в жилье

Горина указала, что к брату они не переезжали. То, что он стал собственником части дома, никак не повлияло на ее семью, которая все так же ютилась в маленькой квартире. 

Администрация в суде уверяла, что Гориных вообще не нужно было включать в список нуждающихся. В 2012 году (когда семье дали добро на включение) специалисты не знали, что у ее родного брата есть другое имущество. Чиновники настаивали на том, что раз Горина проживает вместе с братом, то они являются членами одной семьи. 

Кингисеппский городской суд согласился с ответчиком и решил, что у администрации были все основания, чтобы исключить Горину и ее детей из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решение «засилила» апелляция и кассация. Тогда женщина пожаловалась в Верховный суд (дело № 33-КАД20-3-К3)

Родственник, но не член семьи

Дело рассмотрела тройка судей под председательством Владимира Хаменкова. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса («Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях»), вычеркнуть из списков нуждающихся можно, если выяснится, что граждане предоставили недостоверные сведения, указал ВС. Но Горины ложных данных не сообщали.

Читайте также:  Выдача дубликата судебного приказа

При этом ВС обратил внимание на формулировку «члены семьи». К ним относятся супруги, дети и родители собственника жилого помещения.

Других родственников можно признать членами семьи, если владелец квартиры сам вселил их к себе – то есть Горина должна была позвать брата жить с ней. Но в спорной квартире брат с сестрой жили с самого детства.

Жилье принадлежало их матери, они получили там равные доли, она не вселяла брата в квартиру. 

Сам по себе факт родства сестры с братом не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи. Это не означает и то, что площадь принадлежащего брату дома нужно учитывать при определении обеспеченности Гориной и ее детей жильем, указал ВС.

ВС отметил, что Горину исключили из списка только потому, что у нее якобы было другое жилое помещение (доля в доме, которая принадлежала брату).

Следовательно, у нижестоящих инстанций не было оснований отказывать Гориной в иске.

Акты трех инстанций ВС отменил и принял по делу новое решение: административный иск Гориной он удовлетворил, признав незаконным решение об исключении семьи из списков нуждающихся в жилье. 

Проблема в формальном подходе

Органы исполнительной власти «намеренно стараются сократить свои расходы и уменьшить список очередников», говорит Юрий Нетреба, руководитель практики судебной защиты МКА Федеральный рейтинг.
.  Еще в 2012 году уполномоченный по правам человека в Москве в своем докладе описывал аналогичные случаи.

В пример он приводил ситуацию, когда мужчину и его дочь исключили из реестра, потому что у жены была дополнительная жилплощадь. Уполномоченный указал, что ее доход и имущественное положение не нужно учитывать, так как она не прописана с мужем и дочерью и не вставала на учет как нуждающаяся. Александра Воскресенская из КА Федеральный рейтинг.

группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство (включая споры) (high market) группа Уголовное право 4место По количеству юристов 12место По выручке 17место По выручке на юриста (более 30 юристов) Профайл компании
приводит в пример другое дело.

Там выяснилось, что расторжение брака фактически не повлияло на жилищные условия заявителя (дело № 33-35560/2020). 

Практика Равнозначное жилье: Верховный суд объяснил правила замены аварийных домов

По формальным признакам чиновники отказывают не только тем, кто нуждается в улучшении жилищных условий, но и другим льготникам, говорит Нетреба. Например, отказывают в признании граждан малоимущими или, как по делу № 33-33785/2020, не выдают удостоверение многодетной семьи.

Органы исполнительной власти решили, что муж с женой проживают в разных регионах, так как у них разная прописка – в Москве и Московской области.

Только через суд им удалось отстоять право на льготный статус многодетной семьи, который положен несмотря на регистрацию по разным адресам.

Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий?

Перечень оснований, по которым граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, содержится в ст. 51 ЖК:  

  • площадь жилья, приходящаяся на каждого члена семьи, меньше учетной нормы;
  • жилье не отвечает установленным для жилых помещений требованиям;  
  • в одной квартире живет несколько семей и кто-то из ее членов страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно;  
  •  нет жилья.

Отнесение граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условиях регулируется не только ЖК, но и региональным законодательством, отмечает Воскресенская. Согласно закону «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», жители могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, если они:

  • граждане России;
  • проживают в Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
  • не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
  • признаны малоимущими (ст. 7 закона).

Но попасть в реестр – это не вся проблема. По данным Общественной палаты, на 2020 год в стране было 2,5 млн семей, которые ждут в очередях на обеспечение жильем по разным программам. При этом среднее время ожидания в списке на улучшение жилищных условий составляет около 20 лет. Не исключено, что и Гориным придется очень долго ждать помощи от государства.

* имена и фамилии изменены редакцией

Как встать в очередь на квартиру: кому положено бесплатное жилье

МОСКВА, 3 фев — РИА Новости. Некоторые категории граждан могут рассчитывать на поддержку государства в улучшении жилищных условий . Кто может бесплатно получить квартиру, какие при этом требования к составу семьи, как встать на учет и как долго ждать своей очереди — в материале РИА Новости.

Под жилищным учетом понимается список граждан, которые вправе рассчитывать на помощь государства в решении квартирного вопроса. В каждом регионе — своя очередь, скорость ее продвижения определяется наличием свободной муниципальной или федеральной жилплощади, бюджетных средств, позволяющих реализовать соответствующую программу.

Главное условие постановки на учет — соответствие критериям, определенным Жилищным кодексом РФ и региональными нормативными актами.

Под улучшением условий подразумевается предоставление определенных льгот и субсидий нуждающимся гражданам:

«Улучшение жилищных условий — общий термин для ряда льгот, на которые могут рассчитывать нуждающиеся: жилищные льготы на приобретение и строительство жилья, увеличение жилой площади, предоставление квартир погорельцам и малоимущим, не имеющим в своей собственности жилья», — разъяснила юрист Мария Каюмова.

С помощью государственной поддержки гражданин может:

  • получить кредит со сниженной процентной ставкой на покупку квартиры ,
  • получить бесплатно земельный участок,
  • оплачивать коммунальные услуги со скидкой,
  • снять на льготных условиях жилье из объектов государственного жилфонда.

Однако рассчитывать на такую помощь могут не все жители РФ, а те, кто признан: малоимущими и нуждающимся и соответствуют критериям федеральной или региональной программы.

Чтобы встать на учет, необходимо подтвердить, что гражданин имеет право на помощь от государства. Это может выражаться:

  • в нуждаемости в жилье (отсутствие крыши над головой или проживание в помещении, метраж которого не соответствует учетной норме);
  • в имущественном статусе (речь о малоимущих гражданах, которые в силу финансовой ограниченности не могут рассчитывать на самостоятельное улучшение условий жизни).

Основания, позволяющие признать человека нуждающимся в жилье, отражены в ст. 51 Жилищного кодекса. В списке требований:

  • отсутствие какого-либо жилья: находящегося в собственности, занимаемого по договору социального найма;
  • проживание в непригодных для этого помещениях (квартиры ветхого, аварийного фонда и пр.);
  • проживание в стесненных условиях, когда на одного человека приходится меньше квадратных метров, чем допускает законодательство. Норматив определяется на основании Жилищного кодекса и местных актов, для большинства регионов страны составляет не менее 18 кв. м. на человека.

Помимо метража и финансовой обеспеченности в вопросе предоставления господдержки играет роль и социальный статус:

«Существует множество программ, направленных на улучшение жизни отдельных категорий граждан: молодая семья, когда возраст супругов не превышает 35 лет, социальная ипотека для врачей, учителей, воспитателей, помощь многодетным, сниженные процентные ставки по ипотечным кредитам», — сообщила юрист Мария Каюмова.Супруги, узаконившие брак и не располагающие собственной жилплощадью, вправе рассчитывать на содействие государства в решении квартирного вопроса. В России действуют несколько каналов оказания такой помощи. Это: федеральная программа «Молодая семья», семейная ипотека, материнский капитал и пр.

Для каждой программы предусмотрены критерии, которым должны отвечать заявители: возраст, уровень дохода, статус нуждающихся и/или малоимущих, наличие детей и пр.

Многодетные семьи, состоящие минимум из одного взрослого, трех и более несовершеннолетних рожденных или усыновленных детей, могут рассчитывать на ряд льгот. Жилищная поддержка выражается в виде:

  • льготной ипотеки по сниженной процентной ставке и увеличенном периоде банковского займа;
  • бесплатного выделения земельного участка под строительство дома (действует в ряде регионов РФ);
  • денежного сертификата определенного номинала на покупку квартиры или земли, расширение существующей жилплощади и пр.

Кроме того, многодетные граждане относятся к категории получателей материнского капитала, который можно направить на уплату части или остатка ипотечного долга.

Право на улучшение жилищных условий имеют инвалиды, а также семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

В рамках договора социального найма государство предоставляет таким заявителям жилое помещение, законодательно соответствующее метражу, а в некоторых случаях (при наличии тяжелых заболеваний) — с превышением учетной нормы, но не более чем в два раза.

Отдельной программы для пенсионеров нет, однако пожилые люди могут встать в очередь на общих основаниях (нуждающиеся и малоимущие). Также улучшение жилищных условий положено гражданам, относящимся к категориям:

  • ветераны Великой Отечественной войны;
  • одинокие вдовы ветеранов;
  • участники боевых действий;
  • бывшие работники ведомственных структур (МВД, ФСБ и пр.), военные;
  • граждане, проработавшие в районах Крайнего Севера не менее 15 лет и пр.

Дети, оставшиеся без родителей, могут получить жилищную поддержку со стороны государства. Правило распространяется на несовершеннолетних граждан, имеющих статус:

  • сирот, когда умерли оба родителя или единственный родитель-опекун.
  • оставшихся без опекунства, когда родители: лишены прав, уклоняются от исполнения обязанностей, находятся в местах лишения свободы и пр.

Жилищная помощь выражается, как правило, в предоставлении муниципального жилья по договору социального найма или денежной субсидии.

Социальные жилищные гарантии для сотрудников Министерства внутренних дел и Росгвардии заключаются в выделении ведомственных квартир и квартир по договору найма. Основной мерой поддержки считается единовременная выплата с целью покупки или строительства жилого помещения.

Сотрудник вправе рассчитывать на денежную выплату, если:

  • не располагает собственной квартирой и не снимает жилье;
  • испытывает стесненность в жилищных условиях (на одного члена семьи приходится менее 15 кв. м.);
  • проживает в общежитии, коммунальной квартире;
  • проживает в непригодном для жизни помещении и пр.
Читайте также:  Предоставление жилья реабилиторованным лицам

Основными вариантами улучшения жилищных условий сейчас являются: льготная ипотека, неипотечная поддержка, социальный наем.

Неипотечная поддержка — это жилищная субсидия, выделяемая из регионального и/или федерального бюджета для целевого использования.

Сертификат с определенным номиналом нельзя обналичить и можно использовать в установленные сроки только по целевому назначению: как первый взнос за квартиру или дом в ипотеке, для участия в долевом строительстве, для переезда с целью расширения площади.

Размер субсидии в каждом случае индивидуален, рассчитывается по специальной формуле, учитывающей: стоимость квадратного метра, норматив площади на одного человека, количество домочадцев и размер оплачиваемой из бюджета доли.

Аренда квартиры у государства похожа на обычный съем жилья с той разницей, что арендодателем выступает не частное лицо, а муниципалитет.

В этом случае не требуется вносить ежемесячную арендную плату — необходим только расчет за коммунальные услуги. Особенность сделки заключается в невозможности приватизации квартиры и операциях по сдаче в поднаем, перепродаже и пр.

Квартиры выделяются из средств государственного фонда на определенный период, по истечении которого у заявителя есть возможность переоформить сделку уже на основании договора социального найма.

Съем квартиры по договору социального найма по сути обычный арендный договор, заключенный с представителями муниципальной власти. Отличие заключается в том, что квартиру, полученную в рамках такого договора, можно приватизировать.

Приоритетное право на получение квартиры по соцнайму есть у собственников ветхого и аварийного жилья, предназначенного под снос, коммуналок, а также у граждан, проживающих с тяжелобольным человеком.

«Согласно ЖК, п.1 ст.52, получить жилое помещение по договору социального найма могут граждане, признанные органами местного самоуправления малоимущими. Для жителей Московской области порядок признания и основания для признания малоимущими регулируется законодательно (закон Московской области № 231/2017). К таким гражданам предъявляют определенные требования, такие, например, как проживание на территории столичного региона не менее пяти лет», — уточнила эксперт.

Ипотека считается наиболее востребованным способом покупки жилья в России. Для малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, действует программа льготного кредитования со сниженной ставкой по проценту. Разницу между государственной и банковской ставкой держателю кредита компенсируют из бюджетных средств.

Таким образом, малоимущий при покупке квартиры может воспользоваться двумя льготами одновременно: по кредиту и жилищным сертификатом.

Для решения проблем с жильем власти создают и финансируют целевые программы, направленные на поддержку нуждающихся. В списке важных проектов: маткапитал, дальневосточный гектар, сельская ипотека и пр.

Семейный, он же материнский капитал, — мера государственной поддержки семей, согласно которой при рождении/усыновлении ребенка государство выдает денежный сертификат: за первенца 483 882 рублей, за второго и последующих детей — по 155 550 рублей.

«Для использования материнского капитала в целях улучшения жилищных условий необходимо, чтобы детям было не меньше трех лет. Помимо этого, в приобретенном жилье нужно выделить доли в собственность всем членам семьи, на это отводится шесть месяцев с момента покупки квартиры или дома», — уточнила юрист Мария Каюмова.

Помимо улучшения условий проживания, маткапитал можно направить на образование, ремонт, в некоторых случаях — на ежемесячные выплаты по уходу за ребенком.

Принимать участие в программе «Семейная ипотека» имеют право родители, у которых в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года родился или был усыновлен ребенок. Особенности такой ипотеки:

  • ставка 6% годовых;
  • период кредитования до 30 лет;
  • первоначальный взнос — не менее 15% от стоимости квартиры;
  • подходит для нового кредита и рефинансирования существующего.

Программа льготной ипотеки действует с 2020 года и позволяет брать кредит на покупку недвижимости под сниженный процент (не более 7% годовых).

  • квартиру можно взять только через застройщика в сданном или возводимом доме; «вторичка» в программе не участвует;
  • первоначальный минимальный взнос составляет 15%;
  • максимальная сумма кредита — 3 млн рублей.

Дальневосточная ипотека запускалась для поддержки и развития удаленной части страны. Согласно ее условиям, на строительство или покупку жилого помещения в ДФО действует минимальная кредитная ставка — не более 2% годовых.

Программа распространяется на 11 субъектов: Якутию, Бурятию, Камчатский, Забайкальский, Хабаровский, Приморский край, Сахалинскую, Амурскую, Магаданскую, Еврейскую области и Чукотский автономный округ.

  • срок действия ипотеки — до 242 месяцев (или 20 лет и 2 месяца);
  • максимальная сумма банковского займа — 6 млн рублей;
  • в качестве залога можно оставить недвижимость из любого региона страны;
  • программа не предусматривает рефинансирование имеющейся ипотеки;
  • первоначальный взнос — не менее 15%.

Сельская ипотека выдается под небольшой процент —не более 3% годовых. Задача программы — стимулировать россиян к приобретению жилья в деревнях и малых городах (численностью не более 30 тыс. человек), участвующих в программе развития сельских территорий. Программа разрешает использовать средства для покупки новых квартир, «вторички», самостоятельного строительства.

  • в расчет берутся объекты жилой недвижимости, расположенные в сельской местности, пригодные для жизни (имеются необходимые коммуникации: отопление, водоснабжение, электричество, канализация);
  • размер кредита — от трех до пяти млн рублей;
  • срок ипотеки — до 25 лет;
  • средства можно использовать для завершения текущего строительства. На это отводится два года.

Государственная поддержка молодых семей заключается предоставлении жилищной субсидии, за счет которой можно оплатить часть стоимости квартиры. Возвращать бюджетные деньги не нужно, однако при оформлении выплаты семье придется доказать платежеспособность, предоставив справку о доходах либо о наличии сбережений.

Цели, на достижение которых разрешено направить субсидию:

  • первоначальный взнос по ипотеке с договором: купли-продажи, доверительного управления, уступки права требования;
  • покрытие долгов по ипотеке в рамках основного договора или договора рефинансирования;
  • покупка квартиры в новостройке.

Размер субсидии составляет 30% от расчетной стоимости недвижимости для бездетных семей, 35% — для семей с детьми. Некоторые регионы могут использовать дополнительный коэффициент, увеличивающий размер льготы.

  • возраст каждого из супругов не превышает 35 лет на момент подачи заявления и предоставления субсидии;
  • зарегистрированный брак;
  • неполная семья при наличии одного или нескольких детей;
  • наличие собственных средств, за счет которых можно приобрести построенное или строящееся жилье (ипотека, материнский капитал и пр.);
  • стесненность в жилищных условиях: менее 11 квадратных метров на человека в квартире, которая находится пользовании на момент обращения.

Согласно законодательству, многодетные семьи на погашение ипотечного кредита могут получить 450 тысяч рублей. У программы федеральной поддержки есть особенности:

  • рассчитана на семьи, где третий и/или последующие дети появились в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года;
  • деньги можно направить на ипотеку, взятую на покупку квартиры (в том числе по договору долевого строительства), дома, земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.

Данная выплата является разовой мерой поддержки, позволяющей закрыть долг перед банком, сократить период выплаты кредита или уменьшить размер ежемесячных взносов.

Постановкой на жилищный учет занимаются органы местного самоуправления конкретного населенного пункта. Это значит, обращаться следует в администрацию муниципального образования, в МФЦ (многофункциональный центр) по месту жительства или через личный кабинет на портале «Госуслуги».

Когда речь идет об ипотеке, документы необходимо подавать в отделение банка, участвующего в федеральной программе.

Рассмотрением вопроса о регистрации в очереди на улучшение условий занимается специальная жилищная комиссия. В случае если эксперты не увидят оснований для отказа, заявителя поставят на учет, присвоив определенный порядковый номер.

Если у комиссии не возникнет вопросов по предоставленным бумагам, на рассмотрение обращения отводится месяц. В течение 30 дней специалисты проверяют достоверность сведений, предоставленных заявителем (изучают жилищные условия, проверяют наличие/отсутствие в собственности недвижимости и пр.).

Каждый год очередь продвигается на то количество человек, которые получили субсидию и/или были сняты с регистрации в силу других причин (утратили статус малоимущих, нуждающихся и пр.). В некоторых случаях ожидание может затянуться на несколько лет.

Узнать место в очереди можно через администрацию (отдел, отвечающий за распределение жилой площади) или на сайте “Госуслуги”, указав идентификационный номер, который присваивают каждой заявке.

Для того чтобы жилищная комиссия рассмотрела обращение, необходимо собрать комплект документов:

  • заявление о предоставлении социальной выплаты;
  • паспорт заявителя;
  • документы, дающие право на выплату (подтверждение статуса малоимущих, справка о нехватке социальной жилищной нормы и пр.):

«Встать в очередь могут граждане, получившие статус малоимущих и нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Для этого необходимо собрать пакет документов (паспорт, СНИЛС, свидетельство о браке, при наличии — свидетельство о рождении детей, сведения о месте жительства, выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета, сведения о расходах и доходах и пр.

) и предоставить их вместе с заявлением в органы местного самоуправления или через МФЦ. После того, как гражданина примут на учет в соответствующем статусе, он может заниматься сбором документов для постановки на жилищный учет», — пояснила эксперт Мария Каюмова.

Для этого могут потребоваться следующие бумаги:

  • справка о прописанных вместе с заявителем людях;
  • акт обследования жилищных условий;
  • другие документы: военный билет, справка из органов социальной защиты и пр.

Отказать в постановке на учет комиссия может, если заявление не отвечает установленным требованиям:

  • документы заполнены неправильно;
  • предоставлен не весь пакет документов;
  • место регистрации заявителя территориально не соответствует месту обращения;
  • заявитель не может рассчитывать на субсидию, поскольку не попадает в категорию нуждающихся.

«В случае если органы местного самоуправления безосновательно (с точки зрения заявителя) отказали в постановке в очередь на улучшение жилищных условий, гражданин может попытаться восстановить свое право и оспорить решение жилищной комиссии в судебном порядке», — отметила юрист.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *